Navigation bar
  Print document Start Previous page
 117 of 373 
Next page End  

117
хологами как необходимый. Но и в этом случае далеко не всегда
воспроизводилась необходимая статистическая работа по проверке
устойчивости полученного распределения тестовых баллов к расще-
плению выборки (см. раздел 3.1).
5. Специфичный этап для многомерных тестов - проверка вос-
производимости структуры отношений между шкалами. Например,
для теста Айзенка принципиальна ортогональность, статистическая
независимость факторов «экстраверсия - интроверсия» и «нейротизм
- стабильность». На воспроизводимости структуры связей шкал ме-
жду факторами 16PF основывается корректность подсчета вторич-
ных факторов (Ямпольский Л. Г., 1981; Мельников В. М., Ямполь-
ский Л. Г., 1985).
Даже беглый взгляд на пять перечисленных этапов позволяет
убедиться в том, что адаптация зарубежных тестов мало чем уступа-
ет по объему эмпирико-статистической работы созданию ориги-
нальных методик. Здесь было бы даже более адекватным использо-
вание не термина «адаптация», а выражения «исследование зару-
бежной методики на отечественной выборке».
Тем не менее не следует понимать сказанное как призыв к пол-
ному отказу от работы с зарубежными методиками. Нет, конечно же,
такая работа должна проводится интенсивно и планомерно. Особен-
но по отношению к тем методикам, которые уже получили между-
народное распространение, доказали свою кросскультурную универ-
сальность, адаптированы и успешно применяются во многих стра-
нах. Создание отечественных эквивалентов международных тестов
позволяет использовать международный опыт валидизации, теоре-
тического осмысления и практического использования этих тестов.
Сравнение результатов, структурно-функциональных характеристик
адаптированных зарубежных и отечественных тестов позволит рос-
сийским психологам глубже понять, установить на конкретно-эмпи-
рическом уровне специфику влияния образа жизни на психологи-
ческий склад личности россиян, раскрыть разнообразие историчес-
ких и актуальных детерминант, обусловливающих социально полез-
ные и социально вредные тенденции в психологической диф-
ференциации индивидов в современных условиях, что совершенно
необходимо для научного управления процессами воспитания и фор-
мирования человека.
Особые задачи ставит перед психологом ситуация «внутри-
куль-турного переноса» теста на новую популяцию, отличающуюся
от выборки стандартизации половозрастными или профессионально-
культурными особенностями. В этом случае необходимо:
1. Проверить валидность методики в тмо случае, если методи-
ка чувствительна по своему содержанию к профессиональной или
региональной специфике (могут ли отвечать пенсионеры, или
Hosted by uCoz