Navigation bar
  Print document Start Previous page
 119 of 373 
Next page End  

119
ного переноса». Именно эти обстоятельства предопределяют высо-
кий уровень требований к психометрической подготовке психоло-
гов-психодиагностов (см. раздел 3.6).
При создании методики, как это уже было сказано в предыду-
щем разделе, решающее значение имеют методологическая ориен-
тация и статус психолога.
Под статусом в данном случае понимаются существенные раз-
личия в нормативных (закрепленных в должностных инструкциях)
требованиях к продукту деятельности психолога, работающего в ис-
следовательском учреждении, и психолога, работающего в практи-
ческом учреждении. Если в первом случае психолог имеет право
считать своим «конечным продуктом» внутрипсихологическую ва-
лидизацию сконструированной методики, то во втором случае он,
как правило, обязан обеспечить практическую эффективность своей
психодиагностической программы - указать на статистически зна-
чимую связь результатов диагностики с величиной какого-то со-
циально ценного показателя - критерия, а затем построить на основе
этой связи психологическую концепцию «вмешательства» (адми-
нистративного или психологического воздействия на ситуацию с це-
лью ее изменения в желаемом направлении – в
сторону максими-
зации данного показателя).
Указанные изначальные различия в статусах психолога-иссле-
дователя и психолога-практика предопределяют оправданные раз-
личия в стратегии конструирования тестов и тестовых батарей. Для
психолога-исследователя главная ценность - это теоретическая обо-
снованность и эмпирическая однозначность диагностического кон-
структа, которой он достигает с помощью оправданной ориентации
на конструктную валидизацию. У исследователя хватает ресурсов
для того, чтобы обеспечить множественность разнообразных по сво-
ему статусу критериев валидности - от субъективных оценок валид-
ности включенных наблюдателей (L-данные по Кеттеллу) до экспе-
риментального моделирования реальных ситуаций проявления из-
меряемого свойства (Г-данные по Кеттеллу, см. также: Мельников
В. М., Ямпольский Л. Г., 1985). Для психолога-практика главная
ценность - это эффективность, пусть даже она будет достигнута с
помощью теоретически эклектичного инструмента - эмпирического
средства, не имеющего соответствующего научно строгого кон-
структа.
Появление и размножение прагматических тестов, очевидно,
обусловлено действием объективного социально-исторического ме-
ханизма, который можно было бы кратко назвать «опережающим
запросом практики». Этого феномена не было бы, если бы все за-
просы практики можно было заранее предвидеть и рационально
спланировать, подготавливая релевантные научно обоснованные ди-
Hosted by uCoz