Navigation bar
  Print document Start Previous page
 122 of 373 
Next page End  

122
циальные измерения ретестовой устойчивости для применения ста-
тического прогноза.
Приведенный выше пример показывает, что в некоторых слу-
чаях целесообразно начинать решать проблемы психопрогностики
без всякого привлечения внешней по отношению к тесту критери-
альной информации, т. е. средствами проверки надежности, но не
средствами проверки валидности. Если уже таким способом будет
получен отрицательный результат, то заведомо будет получен и для
измерения валидности статического прогноза (вспомним основной
принцип: валидность методики не превышает ее надежность).
Однако надежность лишь необходимое, но, естественно, не-
достаточное условие прогностической валидности. Можно убедить-
ся в высокой устойчивости тестового показателя на длительных
промежутках времени, но из этого вовсе не следует, что будут полу-
чены значимые линейные корреляции этого показателя с требуемым
критерием валидности -эффективности.- корреляции, оправдываю-
щие статический прогноз.
Как правило, на основе диагностики принимаются решения,
которые соотносятся между собой как события на шкале наименова-
ний или на шкале порядка. Каким образом учитываются сегодня при
приеме в вуз показатели школьной успеваемости абитуриентов?
Существуют три варианта, три градации, соотносимые друг с другом
по шкале порядка: выпускникам школы - медалистам предоставля-
ются льготные условия (при успехе на первом экзамене от осталь-
ных вступительных экзаменов медалист освобождается), лица с
удовлетворительным средним баллом допускаются к конкурсным
вступительным экзаменам и сдают все экзамены; наконец, лица с
неудовлетворительным средним баллом могут вообще не допускать-
ся к вступительным экзаменам. На этом примере видно, что средний
балл аттестата используется как некоторый показатель «теста», в со-
ответствии с которым абитуриентов разделяют на три категории, по
отношению к которым неявно применяется «порядковый» прогноз:
предполагается, что медалисты будут успешнее обычных выпускни-
ков школ, а обычные выпускники - успешнее тех, кто учился в шко-
ле очень слабо.
«Порядковый» прогноз сохраняет свою эффективность не
только в статических условиях, но и в условиях таких динамических
изменений объектов прогнозирования, при которых порядковая
структура оказывается неизменной. Предположим, что в
:
ходе обу-
чения в вузе все студенты по мере более глубокого ознакомления с
предметом испытывают нарастающий интерес к своей специально-
сти, но если порядковая структура сохраняется (Х
а
продолжает пре-
вышать X
b
, несмотря на то что X
b
приближается к Х
а
), то «порядко-
вый» прогноз все равно остается корректным.
Hosted by uCoz