Navigation bar
  Print document Start Previous page
 134 of 373 
Next page End  

134
ваются в функциональных понятиях «свойств темперамента» (Мер-
лин В. С., 1973) или в субстанциональных понятиях «свойств нерв-
ной системы» (Теплов Б. М, 1961; Небылицын В. Д., 1966).
К более узким классам ситуаций относятся черты, предопреде-
ленные социальной и предметно-профессиональной средой развития
индивида (способы наказания или поощрения в семье, жесткий конт-
роль или либерализм социального окружения в учебной или профес-
сиональной деятельности, опыт решения практических наглядно-
действенных, образных или отвлеченно-теоретических задач и т. п.).
На
этом уровне выделяется более широкий спектр черт характера
(Левитов Н. Д., 1969; Ананьев Б. Г., 1980), описывающих человека
как социального индивида, имеющего определенный опыт социаль-
но-ролевого поведения.
На уровне конкретных ситуаций поведение человека в значи-
тельной степени зависит не только от его конституции и социально-
нормативного опыта, но и от собственной субъективной активности
по категоризации условий, смыслообразованию и проектированию
целей на основе самооценки. Добиться полного прогноза поведения
без учета рефлексивного «Я», актуализируемых личностных смы-
слов в конкретной ситуации, психолог не может (Леонтьев А. Н.,
1975).
Таким образом, опираясь на уже известные и принятые в лите-
ратуре различения трех уровней психической регуляции: организми-
чес-кого, индивидного и личностного (Столин В. В., 1983), - сфор-
мулируем рабочее определение черты.
Черта - это описательная переменная, фиксирующая инте-
гральную диспозиционную стратегию поведения человека, склады-
вающуюся под действием системы организмического, социального и
личностного уровней регуляции. Таким образом, традиционно по
происхождению и сфере приложения выделяются три компонента
черт:
конституциональные -
обусловлены свойствами организма и
задают ограничения для максимально широких классов ситуаций;
индивидные -
обусловлены опытом жизнедеятельности в оп-
ределенных относительно широких социально-нормативных ситуа-
циях;
личностные - обусловлены внутренней «работой» личности по
анализу и проектированию собственного поведения. Это рефлексив-
но-ситуационные черты личности.
Обычно три типа черт рассматриваются строго иерархически
(Cattell
R. et
al., 1970; Мельников В. М., Ямпольский Л. Т., 1985).
Однако более убедительной на сегодня можно считать континуаль-
но-иерархическую модель черт личности: 1) черты не представляют
собой дискретные образования, т. е. возможен непрерывный переход
Hosted by uCoz