Navigation bar
  Print document Start Previous page
 136 of 373 
Next page End  

136
дающим с одной из осей. Более того, на практике нет методик, кото-
рые бы учитывали влияние только двух каких-либо подсистем (на
рис. 18 вектор, изображающий такую черту, лежал бы в одной из
граней куба).
Методики, с которыми работают психологи, измеряют черты,
складывающиеся под влиянием всех трех подсистем. Однако это
влияние для каждой конкретной черты структурировано по-разному,
представлено в разных пропорциях.
Концепт куба в данной модели - не более чем графический
прием. Под каждой осью О, S, P
следует подразумевать многомер-
ное пространство со следующими порядками числа измерений: О -
единицы, S - десятки, Р - сотни.
Прогностическая эквивалентность многомерных систем. Пре-
жде чем приступить к описанию конкретных методик, необходимо
развести два, часто рассматриваемых вместе критерия: прогностиче-
скую эффективность и теоретическую (или онтологическую) реле-
вантность систем тестовых шкал. Утверждение, что прогностическая
эффективность может служить мерилом теоретической релевантно-
сти многомерных тест-опросников, по-видимому, неверно.
Прогностическая эквивалентность. Если построено какое-то
пространство, достаточное для обеспечения хорошего прогноза, то
система любых осей в этом пространстве будет одинаково прогно-
стичной, если сохранено число измерений. Справедливость этого
утверждения следует из того, что само пространство при этом не
меняется, а в нем проводятся разные системы осей (например, раз-
личные типы вращения факторов). Следовательно, мы вольны изби-
рать любую систему осей в данном пространстве для целей прогно-
за. В этом проявляется непрерывность перехода черт из одной в дру-
гую.
На этом основаны процедуры «пересчета» из системы шкал
одного опросника в систему шкал другого опросника, показываю-
щие статистически значимую эквивалентность таких многомерных
тестов, как 16PF Р. Кеттелла, теста Гилфорда, MMPI (об эмпириче-
ских показателях возможности прогноза профиля по одному тесту с
помощью профиля по другому тесту и особых связующих коэффи-
циентов см.: Cattell R. et al., 1970; Ямпольский Л. Т., 1981).
Разработчики тестов часто находятся в ситуации, когда в тео-
рии они «становятся рабами» отобранных по тем или иным критери-
ям вопросов и скоррелированных, объединенных в факторы в ре-
зультате популяционно-специфических особенностей выборки шкал
(Шмелев А. Г., Похилько В. И., 1985).
При корректном подходе к разработке и интерпретации много-
мерных тест-опросников необходимо учитывать следующую психо-
метрическую максиму: можно (с большим или меньшим трудом)
Hosted by uCoz