Navigation bar
  Print document Start Previous page
 140 of 373 
Next page End  

140
темперамента заведомо не могут быть локализованными в «плоско-
сти» одной лишь конституции. На тестовый балл, определяемый по
различным методикам, существенное искажающее влияние может
оказать неадекватная самооценка. Модель, приведенная на рис. 18,
поясняет, что тестовый балл - это не единственная точка, а целое
множество точек, помещенных на одном уровне. В силу этого мож-
но наглядно представить себе, как индивид, обладающий слабым
типом нервной системы, но имеющий неадекватное представление о
себе как о «сильном человеке», получает по тест-опроснику весьма
высокий балл.
Тест-опросник Стрвляу. Видный современный польский пси-
холог Ян Стреляу на основе дифференциально-
психофизиологической концепции Павлова-Теплова разработал
тест, направленный на измерение трех основных характеристик
нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня про-
цессов торможения, уровня подвижности (Стреляу Я., 1982).
Тест-опросник реализован в виде перечня из 134 вопросов,
предполагающих один из трех возможных вариантов ответа: «да»,
«?», «нет». Для проведения опроса достаточно иметь тестовый бук-
лет со стандартной инструкцией и перечнем вопросов, а также стан-
дартный ответный лист, в который рядом с номером пункта заносят-
ся крестики в одну из трех возможных позиций, соответствующую
варианту ответа. При групповом письменном заполнении в ответный
лист может вносить ответы сам испытуемый.
Каждый вопрос отнесен автором теста к одной из трех шкал:
45 вопросов - к первой шкале, 44 - ко второй, 45 - к третьей. Боль-
шинство вопросов по каждой шкале являются «прямыми» - в пользу
высокого балла по шкале говорит ответ «да», но есть также и «об-
ратные вопросы». В последнем случае перед номером шкалы стоит
знак «-». При подсчете суммарного балла удобно использовать тра-
фаретку с прорезями, которая накладывается на стандартный ответ-
ный лист (рис. 19). При попадании крестика в прорезь в крайней по-
зиции («да» или «нет») начисляется балл «2», при попадании в пози-
ции «?» начисляется балл «1». Такая техника является общей для
всех тест-опросников, описываемых в данной главе.
«Сырой» балл, подсчитанный таким образом, сравнивается с
диагностическими статистическими границами, полученными на
выборке стандартизации. На русскоязычной популяции стандарти-
зационное исследование было проведено Н. Н. Даниловой (1985).
Компьютерный анализ данных провел А. Г. Шмелев. В норматив-
ную выборку вошли московские студенты и инженерно-технические
работники. Диагностическая ситуация при выборе норм - смешанная
(часть испытуемых обследовалась на добровольных началах, часть -
в административном порядке).
Hosted by uCoz