Navigation bar
  Print document Start Previous page
 165 of 373 
Next page End  

165
дополняющих его. Однако применение факторного анализа показа-
ло, что интеллект сам по себе включает ряд относительно независи-
мых способностей, таких, как вербальные, математические, про-
странственные, мнемические (Thurstone L., 1957).
В данной главе будут рассмотрены некоторые методы диагно-
стики способностей. Вне области нашего внимания останутся мето-
ды диагностики творческих способностей, артистических, музы-
кальных, художественных и др. Однако достаточно подробно будут
рассмотрены некоторые батареи и отдельные тесты, имеющие от-
ношение к широкому кругу разных видов деятельности и потому
чаще использующиеся в практической работе психолога.
В зарубежной литературе, посвященной проблемам психоди-
агностики, принято классифицировать специальные способности по
двум основаниям: во-первых, по видам психических функций (мо-
торные, сенсорные), во-вторых, по видам деятельности (технические
и профессионализированные, т. е. соответствующие той или иной
профессии: конторские, артистические, художественные и пр.). В
соответствии с этими основаниями разрабатываются и методы ди-
агностики.
Начнем знакомство с конкретными методиками с тестов на мо-
торные способности. Диагностика моторных (или, как их еще назы-
вают, психомоторных или сенсомоторных) способностей находит
широкое практическое применение в профотборе и спорте (Анастази
А., 1982; Кулагин Б. В., 1984; Марщцук В. Л., Блудов Ю. М., Плах-
тиенко В. А., Серова Л. К., 1984; Проблемы космической биологии,
1984; Сишор Х.,^1963). Моторные тесты направлены на-изучение
точности и скорости движений, зрительно-моторной и кинестезиче-
ски-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тре-
мора, точности мышечного усилия и др. Роль моторики в успешно-
сти овладения разнообразными видами деятельности изучается в
психологии давно; в частности, простейшие диагностические при-
емы использовались еще Ф. Гальтоном, Э. Крепелином и другими. В
нашей стране в 30-е годы была опубликована фундаментальная ра-
бота в этой области М. И. Гуревичем и Н. И. Озерецким (1930). Ав-
торы описали наиболее популярные психомоторные тесты (как ап-
робированные, так и находящиеся в стадии разработки) и определи-
ли пригодность методов для изучения отдельных компонентов дви-
жений. В работе представлены разнообразные тесты для исследова-
ния темпа, ритма, координации движений, тонуса, силы, скорости
реакции и т. д. При этом дана и общая схема изучения моторики, в
которую включены описание сумм внешних признаков, полученных
путем наблюдений и характеризующих состояние всего организма
или отдельных его частей в покое и движении (мотоскопия), данные
специальных измерений движений (мотометрия) и результаты ана-
Hosted by uCoz