Navigation bar
  Print document Start Previous page
 166 of 373 
Next page End  

166
лиза изображений, оттисков, отпечатков движений (мотография).
Авторы дали повозрастную шкалу тестов по аналогии с сериями тес-
тов Бине. Некоторые из разработанных ими тестов прочно вошли в
арсенал диагностических методов советских и зарубежных пси-
хологов и психиатров (Анастази А., 1982).
Если в первый период изучения моторных способностей ис-
следователи полагали, что существует некий общий фактор, общая
моторная одаренность, то в дальнейшем благодаря применению фак-
торного анализа было показано, что каждая из выделенных мотор-
ных способностей отличается высокой специфичностью, поскольку
результаты, полученные по разным тестам, мало связаны (корреля-
ции очень низки). Многочисленные работы Э. А. Флейшмана и его
коллег позволили выделить следующие самостоятельные факторы:
точность выполнения движений, ответная ориентация (способность
находить правильный двигательный ответ на разнообразные стиму-
лы в условиях высокой скорости их предъявления), координация,
время реакции, скорость движения руки, оценка контроля (умение
сохранять контроль за изменяющимися по скорости и направлению
объектами), ручная ловкость - ловкость пальцев, твердость руки,
скорость движения запястья и пальцев (например, скорость высту-
кивания сигналов рукой при работе на телеграфном аппарате)
(Fleishman E., 1954; Fleishman E., Hemphill W., 1955).
В отечественной психологии проблема психомоторного разви-
тия человека исследуется достаточно интенсивно, особенно в спор-
тивной психологии; психомоторные тесты включены в комплексные
методы профотбора (Кулагин Б. В., 1984; Марищук В. Л. и др.,
1984). Специальные исследования посвящены: изучению психомо-
торного развития взрослых людей (начиная от непроизвольных ав-
токолебательных движений типа тремора до самых сложных рабо-
чих движений), установлению степени взаимосвязанности этих ха-
рактеристик между собой и с другими психофизиологическими
функциями (Розе Н. А., 1970), анализу структуры психомоторных
способностей (Ильин Е. П., 1976), разработке конкретных методик
(Марищук В. Л. и др., 1984; Психодиагностические методы, 1976).
Для выполнения подавляющего большинства моторных тестов
требуются специальная аппаратура, но существуют и бланковые ме-
тодики. Однако, по данным многих авторов, между результатами
этих типов тестов отмечаются очень низкие корреляции, часто такая
связь вовсе отсутствует.
В настоящее время в зарубежной литературе наиболее часто
описываются следующие психомоторные тесты: тест ловкости паль-
цев О’Коннора, тест ловкости Стромберга, тест ручной ловкости
Пурдье, Миннесотский тест скорости манипулирования, тест ловко-
сти манипулирования с мелкими предметами Крауфорда. Рассмот-
Hosted by uCoz