Navigation bar
  Print document Start Previous page
 170 of 373 
Next page End  

170
тавшихся 5 фигур при этом получится. Коэффициент надежности
теста равен 0,80, он оказался валидным при соотнесении с внешними
критериями, свидетельствующими об успешности обучения и про-
фессиональной деятельности инженеров, техников, механиков
(Thorndike P., Hagen E., 1977; Tuffm J., McCormick E., 1968).
Данные о валидности тестов технических способностей пред-
ставлены в руководстве к тесту Беннета. Основные коэффициенты
корреляций результатов тестирования с внешними критериями (ус-
пешность
обучения техническим специальностям и успехи в про-
фессиональной деятельности) колеблются от 0,30 до 0,60 (Анастази
А., 1982; Thorndike
P., Hagen
E., 1977). При внимательном озна-
комлении со всеми описанными тестами (а они достаточно предста-
вительны для этой группы диагностических методик) приходится
признать, что они направлены главным образом на выявление зна-
ний, опыта, накопленного испытуемым. Вполне возможно, что одни
приобретают этот опыт быстрее, чем другие, но тесты позволяют су-
дить только о наличных знаниях и опыте, а не о способах их приоб-
ретения.
рис. 27. Образец задания из Миннесотского теста на вос-
приятие пространства
Российскими исследователями показано, что специальная ор-
ганизация учебного процесса позволяет направленно формировать
как техническое мышление в целом, так и пространственное мыш-
ление в частности (Кудрявцев Т. В., 1975; Якиманская И. С., 1980).
Как справедливо отмечает Т. В. Кудрявцев, при тестологиче-
ском подходе к проблеме технического интеллекта, «его психологи-
ческая природа остается невыясненной» (1975, с. 190). Общая оцен-
ка этих тестов выражается в признании того, что все они измеряют
уровень достигнутой субъектом технической осведомленности, зна-
Hosted by uCoz