Navigation bar
  Print document Start Previous page
 171 of 373 
Next page End  

171
ний в области техники, накопленного опыта работы с техническим
оборудованием и приспособлениями.
Из серии тестов на определение профессиональных способнос-
тей наиболее часто применяются тесты так называемых конторских
способностей, задания из этих тестов включены в очень многие ба-
тареи тестов общих и специальных способностей. При разработке
этих тестов исследователи исходили из того, что в работе чиновника
необходимы аккуратность, высокая скорость восприятия информа-
ции, хорошая речь, информированность в своей области, исполни-
тельность. Поэтому они включают в тесты разнообразные задания на
диагностику этих качеств.
Тесты требуют от испытуемых умения быстро читать число-
вой и словесный материал, располагать определенный материал в
алфавитном порядке, кодировать и классифицировать его. Диагно-
стируются также уровень общей осведомленности испытуемых, зна-
ние ими деловой терминологии, грамотность, чувство языка.
По мнению ряда авторов, наиболее валидным относительно
успешности канцелярской работы является тест на скорость воспри-
ятия информации. Примером является Миннесотский конторский
тест (Thorndike
P., Hagen
E., 1977). Он состоит из двух субтестов:
сравнение чисел и сравнение слов. В первом случае испытуемому
предлагаются 200 пар чисел, которые могут включать от 3 до 12
цифр, с просьбой отметить совершенно одинаковые пары, например:
66273894_______________66273894
527384578______________527384578
Во втором субтесте аналогичное задание выполняется на вер-
бальном материале.
Подсчитываются скорость выполнения теста и количество
ошибок. Коэффициент надежности находится в пределах 0,70-0,80.
При установлении валидности получены удовлетворительные кор-
реляции между показателями по тесту и оценками экспертов.
Описанные выше методы диагностики специальных способно-
стей применяются, как правило, в комплексе с другими тестами.
Чаще всего они объединяются в батареи тестов.
Существуют батареи тестов для диагностики совершенно оп-
ределенных профессиональных способностей и батареи тестов об-
щих и различных способностей, наиболее известными из которых
являются DAT (The
Differential
Aptitude
Test) и GATB (The
General
Aptitude Test Battery). Первая из этих батарей тестов создавалась для
нужд средней школы и нашла применение в выявлении профессио-
нальной ориентации учащихся. По замыслу ее первых создателей,
она должна была включать измерение таких качеств, которые имеют
значение для продолжения образования в высшей школе. DAT
Hosted by uCoz