Navigation bar
  Print document Start Previous page
 174 of 373 
Next page End  

174
циенты почти для всех учебных предметов. Наиболее валидными
для всех предметов оказались три теста: «Словесное мышление»
(коэффициенты корреляции колеблются от 0,39 до 0,50), «Счетные
способности» (0,32— 0,48), «Пунктуация и стилистика» (0,30-0,52)
(Thorndike Р., 1977). Опираясь на эти данные, создатели батареи сде-
лали вывод о том, что проверяемые этими тестами способности яв-
ляются основными для успешного обучения в школе и вузе. В целом
данные о валидности DAT представлены несколькими тысячами ко-
эффициентов корреляции, все они достаточно высоки, что свиде-
тельствует о высокой прогностической силе этой батареи (имеется в
виду процесс обучения). Суммарный показатель тестов «Словесное
мышление» и «Счетные способности» рассматривают как индекс
способностей к обучению, он коррелирует на уровне 0,70-0,80 со
сложным критерием учебных достижений (Анастази А., 1982;
Thorndike P., Hagen E., 1977).
Батарей, подобных DAT, насчитывается много, однако диффе-
ренциальная валидность их невысока. Совершенно права А. Анаста-
зи, которая выделяет ряд конкретных причин, снижающих валид-
ность этих тестовых батарей. Она пишет: «Вероятно, различия в ов-
ладении конкретными учебными предметами в основном зависят от
интересов, мотиваций и эмоциональных факторов, а факторы такого
рода непредсказуемы, поскольку их особенности определяются
межличностными отношениями учащихся и учителей» (Анастази А.,
1982, с. 23).
Другая очень известная батарея тестов общих способностей -
GATB - использовалась в промышленности и в армии для професси-
ональной консультации, размещения кадров по рабочим постам. Со-
здатели этой батареи провели предварительный анализ почти 50 тес-
тов, разработанных для разных профессий, и обнаружили, что они во
многом совпадают. Были выделены 9 способностей, которые изме-
рялись во всех проанализированных методиках, и именно для них и
были подготовлены задания GATB. Таким образом, современная
форма этой батареи включает 12 тестов, измеряющих 9 способно-
стей. Диагностика общих умственных способностей осуществляется
с помощью трех тестов (запас слов, математическое мышление, про-
странственное восприятие в трехмерном пространстве). Вербальные
способности диагностируются путем заданий на определение сино-
нимов и антонимов (запас слов). Счетные способности изучаются с
помощью двух тестов на вычисления и на математическое мышле-
ние. Пространственное восприятие анализируется с помощью зада-
ний, аналогичных 4-му тесту DAT. Восприятие формы представлено
двумя тестами, в которых испытуемый сопоставляет различные ин-
струменты и геометрические фигуры. Скорость восприятия инфор-
мации определяется при помощи пар слов, идентичность которых
Hosted by uCoz