Navigation bar
  Print document Start Previous page
 177 of 373 
Next page End  

177
строенные по определенным правилам:
6      9      12     15      18      21       24           ?
В 7-м субтесте испытуемому предлагались изображения пло-
ских геометрических фигур, разрезанные на несколько частей. Не-
обходимо было мысленно соединить части фигуры и определить,
какая фигура получится в результате.
В 8-м субтесте испытуемому предъявлялись изображения ку-
биков с различно обозначенными гранями. Кубики были определен-
ным образом повернуты и перевернуты в пространстве, так что ино-
гда появлялись новые, неизвестные испытуемому грани. Необходи-
мо было определить, какой из пяти кубиков-образцов изображен на
каждом рисунке.
Время выполнения каждого субтеста ограничено и колеблется
от 6 до 10 мин. Целиком весь этот тест проводился за 90 мин (два
урока без перерыва). Тест групповой, подготовлен в двух формах - А
и Б. Соседи по парте работают с разными формами теста. Исследо-
вание проводится двумя экспериментаторами: один зачитывает ин-
струкции, разбирает примеры, следит за временными интервалами;
другой - контролирует правильность заполнения бланков ответов,
правильность переворачивания страниц тестовой тетради и т. д.
Таким образом, тест состоит из вербальных, числовых и про-
странственных субтестов. Первые требуют от испытуемых опреде-
ленных знаний и умений производить с материалом некоторые ло-
гические действия. Вторые предполагают определенную степень
развития формализованного и пространственного мышления. Амт-
хауэр предполагал, что с помощью этого теста можно судить о
структуре интеллекта испытуемых по успешности выполнения от-
дельных субтестов. Для грубого анализа «умственного профиля» он
предлагает следующее: если наивысшие результаты получены по
первым четырем субтестам, значит, у испытуемого больше развиты
теоретические способности, если же по следующим пяти субтестам -
то практические способности. Мы, приступая к работе с тестом, ис-
ходили из того, что он выявляет интеллектуальные способности,
сложившиеся у испытуемых в конкретных условиях обучения и вос-
питания. В настоящее время собран экспериментальный материал по
применению теста Амтхауэра на выборке городских и сельских
школьников (7-10-е классы) объемом более 450 человек. Часть ре-
зультатов исследовательской работы обработана и опубликована
(Акимова М. К. и др., 1984).
Надежность теста подсчитывалась на выборке из 101 человека
путем корреляций данных тестирования с интервалом в 1 год (9-е и
10-е классы городских школ). Коэффициент оказался равным 0,83.
Валидность теста определялась путем нахождения корреляций меж-
ду данными по субтестам и тесту в целом и успеваемостью (общей и
Hosted by uCoz