Navigation bar
  Print document Start Previous page
 179 of 373 
Next page End  

179
совпадать с нормальными требованиями к нему. Но эти требования
совсем не случайны, они опираются на общественную практику и
вытекают из нее» (Гуревич К. М., 1982, с. 17). В качестве критерия,
ориентируясь на который можно сравнивать данные тестового об-
следования, К. М. Гуревич предлагает использовать так называемый
социально-психологический норматив (СПН). В сжатом виде СПН
можно определить как систему требований, которую общность
предъявляет каждому из его членов. Чтобы не быть отторгнутым от
существующей вне его общности, человек должен овладеть теми
требованиями, которые к нему предъявляются, причем процесс этот
является активным - каждый стремится занять определенное место в
своей социальной общности и сознательно осуществляет этот про-
цесс приобщения к своему классу, группе. Эти требования и могут
составлять содержание социально-психологических нормативов, ко-
торые являются, в сущности, идеальной моделью требований со-
циальной общности к личности. Следовательно, оценка результатов
тестирования должна проводиться по степени близости к СПН, ко-
торый дифференцируется в образовательно-возрастных границах.
Такие требования могут быть закреплены в форме правил, предпи-
саний, требований к человеку и включать самые разнообразные ас-
пекты: умственное развитие, нравственное, эстетическое и др. Об
этом же пишут в своей статье А. А. Бодалев и Е. В. Шорохова, кото-
рые отмечают: «...представляется очень важной разработка содер-
жательных и одновременно-достаточно конкретных нормативов раз-
вития...», которые «...должны очень определенно и широко очертить
круг требований к идейно-политической, умственной, нравственной,
трудовой, эстетической и физической воспитанности вступающих в
самостоятельную жизнь молодых людей» (1983, с. 21).
Требования, составляющие содержание СПН, вполне реальны,
они присутствуют в образовательных программах, в квалификаци-
онных профессиональных характеристиках, общественном мнении,
мнении учителей и воспитателей. «Несомненно, - пишет К. М. Гуре-
вич, - что социально-психологические нормативы в их образова-
тельно-возрастной отнесенности подлежат раскрытию в виде поня-
тий и терминов и действий с ними. Речь должна идти не об одних
лишь научных или профессиональных понятиях, но о несколько
ином круге, таком, который в пределах некоторых колебаний обес-
печивал бы члену общества, владеющему им, активное, полноценное
участие в жизни коллектива и общества в целом» (Гуревич К. М.,
1982, с. 17-18). По мнению Гуревича, психологи при составлении
тестовых заданий стихийно ориентируются на существующий в их
общности СПН. При этом задания теста составляются как отдельные
логические «микропроблемы». В связи с этим необходима и иная
обработка результатов тестирования - установление близости дан-
Hosted by uCoz