Navigation bar
  Print document Start Previous page
 186 of 373 
Next page End  

186
Предпосылки для такого подразделения мотивов имеются ив
зарубежной психологии. М. Мадсен, анализируя различные теории
мотивации, подчеркивал, что одни психологи четко различают дис-
позиционные и функциональные переменные в мотивации, а другие
используют для них одни и те же понятия (Madsen M., 1968).
Так, для Г. Мюррея потребности (или мотивы), с одной сторо-
ны, выступают как устойчивые мотивационные образования, а с
другой стороны, это же понятие используется, когда говорится о
функциональных переменных (Murray
H., 1938). Мадсен считает,
что диспозиционные и функциональные переменные необходимо
четко различать.
Более широко эту проблему рассмотрел Л. Кронбах, который
выделил две дисциплины в научной психологии: одна направлена на
оценку индивидуальных различий, другая - на исследование харак-
теристик и особенностей поведения. Дж. Аткинсон указывает, что
данный разрыв между двумя подходами преодолевается, если рас-
сматривать мотивацию как единство личностных детерминант, т. е.
устойчивых мотивов личности, и характеристик непосредственной
ситуации (т. е. ситуационных детерминант) (Atkinson J., 1958).
Мотив и мотивация. Мотивы с обобщением, относительно ус-
тойчивым предметным содержанием, мы называем «обобщенными
мотивами» в отличие от «конкретных мотивов», предметное содер-
жание которых узкоспецифично. «Обобщенные мотивы» выступают
в роли устойчивых атрибутов личности, однако они являются дина-
мическими образованиями, которые при взаимодействии с ситуаци-
онными детерминантами актуализируются, т. е. переходят из латент-
ного состояния в актуальное, реально действующее. Актуализация
мотива создает определенную тенденцию действия - разворачивает-
ся мотивационный процесс, направленный на реализацию опреде-
ленного мотивационного отношения с окружающей действительно-
стью. В процессе реализации этого мотивационного отношения че-
ловек преобразует актуальную ситуацию в желательную.
Диагностика определенного мотива однозначно не определяет
диагностику соответствующего ему вида мотивации. Необходимо
учитывать вклад детерминант конкретной ситуации. Так, например,
степень выраженности латентного мотива достижения у ученика
может быть высокой (высокий индекс мотива), но актуальная моти-
вация достижения при этом может быть слабой. Это происходит из-
за того, что школьная ситуация не имеет для него личностного
смысла, а это приводит к низкой эффективности учебной де-
ятельности.
Отличие мотива от мотивации со стороны динамически энер-
гетических характеристик и заключается как раз в том, что интен-
сивность актуальной мотивации складывается из интенсивности ла-
Hosted by uCoz