Navigation bar
  Print document Start Previous page
 188 of 373 
Next page End  

188
мотивов, а иерархическая система, в которой имеются определенные
уровни доминирования мотивов. Определение «мотивационных ве-
сов» мотивов дает возможность обнаружить общие характеристики
предмета потребности. Выявление же уровня доминирования моти-
вов дает возможность уточнить конкретную специфику предметного
содержания потребностей.
Индикаторы мотивации. Мотивация не только детерминирует
деятельность человека, но и буквально пронизывает большинство
сфер психической деятельности. Это проявляется, в частности, в
большом количестве тех операциональных критериев, которые ис-
пользуются в психодиагностике мотивации. Анализ литературы по-
зволяет назвать ряд индикаторов, с помощью которых выносятся
суждения о качественных или количественных характеристиках мо-
тивации:
1.  Прямая оценка представлений человека о причинах или
особенностях поведения, интересах и т. д. (когнитивная репрезента-
ция).
2.  Искажение объекта перцепции под влиянием мотивацион-
ных тенденций.
3.  Повышенная апперцептивная восприимчивость к объекту
актуальной мотивации (сенситивизация, принцип резонанса).
4. Влияние мотивов на когнитивные оценки и тем самым на
структурирование, классификацию и организацию определенного
стимульного материала.
5. Выявление зоны целей, релевантных мотиву.
6.  Валентность объекта (через выявление системы побуди-
тельных ценностей, релевантных мотивам).
7.  Проявление мотивов в воображении и фантазии (тест тема-
тической апперцепции и др.).
8.  Избирательность внимания к аспектам ситуации, релевант-
ным мотивам.
9. Эффект Зейгарник (через оценку характера персеверирую-
щих нереализованных действий, намерений можно косвенно судить
о лежащих в их основе мотивах).
10.  Настойчивость при столкновении с преградой (величина
усилий, которые проявляет человек для преодоления преграды, мо-
жет характеризовать силу мотивационной тенденции, детермини-
рующей его действия).
11.  Выявление совокупности внутренних или внешних пре-
град, релевантных мотивам.
12.  Время принятия решения при мотивационном конфликте
выбора альтернатив (приближение-приближение, избегание-
избегание).
13.  Временные параметры:
Hosted by uCoz