Navigation bar
  Print document Start Previous page
 19 of 373 
Next page End  

19
таны (или неизвестны) стандартизованные процедуры. Они часто
оказываются более эффективными по отношению к психическим яв-
лениям, плохо поддающимся объективации (субъективные пережи-
вания личностные смыслы, глубинные слои опыта), по отношению к
чрезвычайно изменчивым явлениям, для которых трудно создать
фиксированную операциональную модель (динамика целей, состоя-
ний, настроений, многоплановых отношений в группе). Если их
применяет эксперт высокой квалификации, они оказываются более
над¸жным средством в случае индивидуальной диагностики. Кроме
того, не следует забывать, что глубокий экспертный анализ - необ-
ходимый первичный этап в разработке всякой стандартизованной
процедуры. По мере стандартизации экспертные методы также под-
лежат количественному обоснованию (Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г.,
1980).
Достоинства измерительных методов: объективный характер
процедуры, возможность перепроверки - обеспечиваются не автома-
тически, а благодаря выполнению психометрических требований -
требований репрезентативности, надежности, валидности (включая
достоверность). Краткие определения: репрезентативность -
соответствие тестовых норм выборки стандартизации тестовым
нормам той популяции, на которой применяется тест; надежность -
точность и устойчивость процедуры измерения, ее независимость от
варьирующих случайных факторов; валидность - соответствие мето-
дики измеряемому концепту. Если эти требования не выполнены, то
использование тестов - ничуть не менее произвольная процедура,
чем стихийное «вчувствование» эксперта в испытуемого. Более того,
в этом случае результат оказывается в нелепой зависимости от ком-
плекса случайных и побочных обстоятельств; психодиагност в своем
отношении к тесту уподобляется фаталисту, склонному уповать на
жребий и выразившееся в нем «провидение» (при отсутствии каких-
либо разумных доводов в пользу того или иного решения). Опасны
не тесты сами по себе, а их использование без теории и без психо-
метрики, когда стандартная процедура выполняет фактически лишь
роль глухого забора, отгораживающего психодиагноста от реального
испытуемого. В этом случае тест служит источником иллюзорного
впечатления о возможности освобождения психолога от необходи-
мости наблюдения за весьма информативными признаками поведе-
ния испытуемого, его манерами, способами работы над заданиями и
т. п.
Знание психометрики дает психологу необходимую критич-
ность в понимании ограниченности методик, в понимании тех до-
пущений, которые сделаны при разработке той или иной оценочной
шкалы, теста, опросника, системы задач и т. п.
Специфика психодиагностических процедур, по сравнению с
Hosted by uCoz