Navigation bar
  Print document Start Previous page
 191 of 373 
Next page End  

191
вид, а не нормативная выборка» (Анастази А., 1982, т. 2, с. 140). А.
Эдварде использовал метод вынужденного выбора, чтобы умень-
шить влияние фактора социальной желательности.
«Форма по изучению личности» Д. Джексона '(PRF) -это мето-
дика для измерения мотивационной сферы, также построенная на
теории мотивации Г. Мюррея. Опросник Джексона измеряет 20 мо-
тивационных переменных, из которых 12 аналогичны потребностям
из опросника EPPS (Jackson D., 1967).
«Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувст-
вительности к отвержению» А. Мехрабиана измеряет два обобщен-
ных мотива: стремление к принятию (у автора - аффилятивная тен-
денция) и страх отвержения (у автора - чувствительность к отверже-
нию) (Mehrabian А., 1970). Опросник состоит из двух шкал. Первая
шкала содержит 26 пунктов, вторая - 24 пункта. Шкалы оценивают,
по мнению автора, в первом случае общие ожидания индивида о по-
зитивном исходе при установлении межличностного контакта, а во
втором случае соответственно негативные ожидания. Тест-ретест че-
рез 4 недели для стремления к принятию имел 0,89, а для страха от-
вержения - 0,92. Автор приводит данные о независимости шкал от
фактора социальной желательности и об отсутствии значимой корре-
ляции шкал друг с другом. Автор использовал метод факторного
анализа для определения внутренней структуры опросника. Он при-
водит различные процедуры валидизации опросника (активация мо-
тивации в ситуации ожидания, эмпирические критерии и др.).
Опросник, для измерения результирующей тенденции мотива-
ции достижения А. Мехрабиана (RAM) имеет две формы: для муж-
чин и для женщин (Mehrabian A., 1969). Опросник построен на осно-
ве теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе
пунктов теста учитывались индивидуальные различив людей с мо-
тивом стремления к успеху (М
s
) и мотивом избегания неудачи (М
AF
)
в поведении, детерминированном мотивацией достижения. Рассмат-
ривались особенности уровня притязаний, эмоциональной реакции
на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зави-
симости—независимости в межличностных отношениях и др.
При конструировании теста был использован метод факторно-
го анализа и в окончательном варианте шкал содержится по 26 пунк-
тов. Тест-ретест через 20 недель для мужского варианта имел 0,78, а
для женского - 0,72. Для валидизации использовались различные
эмпирические критерии. Также определялась конвергентная и дис-
криминативная валидность с некоторыми проективными методами и
опросниками. Эта методика очень популярна в различных странах и
особенно часто используется при исследовании когнитивных ком-
понент мотивации достижения, в частности каузальной атрибуции.
Методика А. Мехрабиана измеряет результирующую тенден-
Hosted by uCoz