Navigation bar
  Print document Start Previous page
 192 of 373 
Next page End  

192
цию мотивации достижения, т. е. разницу (M
S
-M
AF
так как пункты
пост-
роены на основе сравнительных утверждений. Поэтому ответ
на пункт показывает, преобладает ли M
s
над М
AF
или наоборот. Вы-
сокие показатели по этому тесту указывают на тенденцию стремле-
ния к успеху (M
S
>M
AF
), а низкие показатели — на тенденцию избе-
гания неудачи (М
s
AF
).
Опросник. Р. Нигарда и Т. Гьесме для измерения мотивов M
s
и
М
AF
имеет две шкалы по 30 пунктов (Heckhausen Н., 1980). При кон-
струировании теста авторы также исходили из теории мотивации
Дж. Аткинсона. Тест измеряет мотивы добиться успеха (M
s
) и избе-
жать неудаяи (M
AF
) раздельно друг от друга. Мы указывали на то,
что очень важно, чтобы ситуация тестирования была константной.
Авторы формулируют пункты опросника таким образом, чтобы все
испытуемые воспринимали предлагаемые ситуации одинаковым об-
разом. Это гарантирует от различий в актуализации мотивации у
разных испытуемых, что обеспечивает лучшую диагностику моти-
вов.
Проективные методы построены на анализе продуктов вооб-
ражения и фантазии. Они основаны на представлениях 3. Фрейда о
механизме проекции, а также на многочисленных исследованиях
влияния мотивации на воображение и перцепцию. Проективные ме-
тоды используются для диагностики глубинных мотивационных об-
разований, особенно неосознаваемых мотивов. Хотя эти методы
возникли в условиях клиники, но в дальнейшем они стали интенсив-
но использоваться в экспериментальной психологии.
Методики, которые чаще всего используются для выявления
мотивации, - это ТАТ Г. Мюррея, тест фрустраций Розенцвейга, тес-
ты неоконченных предложений, незаконченных рассказов и др. Су-
ществуют различные модификации ТАТ Мюррея, которые направ-
лены на измерение отдельных «обобщенных мотивов» личности.
Одной из самых популярных в зарубежной психологии является
проективная методика ТАТ, созданная Д. Макклеяландом и Дж. Ат-
кинсоном со своими сотрудниками (McClelland D., Atkinson J. et al.,
1953). Методика измеряет индивидуальные различия в мотиве дос-
тижения. Используется специальный контент-анализ для интерпре-
тации рассказов, написанных на основе картинок. Обычно исполь-
зуются 6 картинок (вначале использовались 4). Каждому испытуе-
мому приписывается индекс, характеризующий интенсивность мо-
тива достижения, который принято обозначать nAch
(need
for
Achievement). В этой же исследовательской группе были разработа-
ны проективные методики для измерения мотивации аффиляции и
мотивации власти (Atkinson
J., 1958). В разделе 6.2 мы более под-
робно изложим проективные методики для диагностики мотивации
Hosted by uCoz