Navigation bar
  Print document Start Previous page
 194 of 373 
Next page End  

194
поведения. Доминирующие мотивы подростка выявлялись через
ошибки восприятия при определении на глаз длины линий. При этом
определение длины линий мотивировалось по-разному. Сила мотива
оценивалась на основе степени преобладания ошибок в разных си-
туациях. Этот метод основан на использовании индикатора, обозна-
ченного в списке под номером 2, - искажение объекта перцепции под
влиянием мотивационных тенденций. Методика включает экспери-
ментальные процедуры актуализации мотивов, графический метод
предъявления стимула, выявление доминирующей мотивации. Были
созданы и другие варианты методики. Считают, что через выявление
доминирующих мотивов оценивается направленность личности (на-
правленность на общественные либо на свои личные интересы, на
самоутверждение).
Диагностика мотивов через личностный смысл. Используется
приведенный выше критерий 17. «Обобщенные мотивы» диагности-
руются через выявление смыслов, которые имеют для человека раз-
ные характеристики поведения, ситуации, отношений и т. д. (Столин
В. В., 1983).
Диагностика мотивов посредством когнитивных оценок. Мо-
тивация влияет на когнитивные оценки, что детерминирует структу-
рирование и организацию материала (критерий 4). Используются
процедуры, которые требуют различных когнитивных ответов, клас-
сификаций и т. д. Задание, которое выполняет испытуемый, несхоже
с характеристикой изучаемого поведения.
Исследование реакций на юмор для выявления мотивацион-
ных переменных является одним из методов, использующих эту
особенность мотивации. Существует «личностный тест Юмора»
(IPAT), который выявляет 13 личностных факторов (Анастази А.,
1982).
В работе Бабиной В. С. и Шмелева А. Г. описан оригинальный
тест юмористических фраз (ТЮФ) для выявления мотивов с исполь-
зованием юмора как стимульного материала (см. раздел 6.4). ТЮФ
выявляет 7 тематических конструктов.
Метод диагностики мотивов через характеристику преград. На
пути к достижению цели могут возникать различные преграды, кото-
рые блокируют процессы реализации действия. Преграды по харак-
теру локализации обычно подразделяются на внутренние и внешние.
Преграды различаются не только по типу, но и по степени трудности
(субъективная трудность - объективная трудность). Преграды могут
возникать на разных этапах мотивационного процесса, могут быть
релевантными мотиву или нерелевантными ему, сила мотива может
влиять на оценку субъективной трудности и т. д. Эти соотношения,
существующие между мотивами и преградами, используются для
конструирования методик. Одна из методик, реализующих данный
Hosted by uCoz