Navigation bar
  Print document Start Previous page
 197 of 373 
Next page End  

197
ментальной ситуации испытуемые принимали участие в групповом
тесте на творческое воображение (вариант ТАТ). Они составляли
рассказы на основе четырех картинок. Использовались различные
картинки: некоторые из них были взяты из ТАТ Г. Мюррея, а другие
были оригинальными. Картинки предъявлялись в течение 20 секунд,
а затем испытуемые составляли по ним рассказы, руководствуясь
следующими вопросами:
• Что здесь происходит? Кто эти люди?
• Что привело к этой ситуации? Что произошло перед этим?
• О чем думают эти люди? Чего они желают?
• Что произойдет дальше?
На составление рассказа давалось 4 минуты - по 1 минуте на
каждый вопрос. Был разработан специальный контент-анализ для
измерения мотивации достижения. При подсчете баллов вначале оп-
ределялось, носит ли рассказ характер ориентации на достижение (к
примеру, имеется ли в рассказе указание на состязание со «стан-
дартным мастерством» и т. д.). В данном случае подсчитывается ка-
тегория «образа достижения» и выделяются другие категории: по-
требность в достижении (N), инструментальная активность (I), по-
зитивное предвосхищение цели (Ga+) негативное предвосхищение
цели (Ga-), внутреннее препятствие (В
p
), внешнее препятствие (В
?
)
положительное эмоциональное состояние (Ga+), отрицательное эмо-
циональное состояние (G-) тема достижения (Th). Балл, полученный
при использовании этой процедуры, как мы указывали выше, приня-
то обозначать nAch. Максимальный балл в одном рассказе не пре-
вышает +11. Индекс nAch
получается суммированием баллов, при-
писанным всем рассказам.
В этих исследованиях было получено, что в разных ситуациях
частота категорий nAch
различается. Так, индекс nAch
в ситуации,
ориентированной на достижение, и в ситуации релаксации был раз-
личным: в первой ситуации уровень мотивации достижения был на-
много сильнее, чем во второй. Таким образом было обнаружено, что
уровень мотивации достижения зависит от уровня стимуляции в
предшествующих ситуациях.
Выяснилось также, что у мужчин индекс nAch сильнее зависит
от условий активации, чем у женщин. В более поздних исследовани-
ях указывается на неоднозначность связи между индексом nAch
и
ориентированной на достижение инструкцией у женщин (Klinger E.,
1966).
Были разработаны и другие проективные процедуры, анало-
гичные описанной выше. Элизабет Френч создала «тест на инсайт»
(FTI) (Atkinson
J., 1958). Он состоит из 10 коротких утверждений о
действиях, желаниях определенных лиц. Кодирование ответов про-
водилось аналогично методике ТАТ. Исследования показали высо-
Hosted by uCoz