Navigation bar
  Print document Start Previous page
 202 of 373 
Next page End  

202
имеет общее содержание - быть успешным или неуспешным. Так как
во всякой конкретной деятельности реализуется определенное от-
ношение человека к окружающей действительности, то человек оп-
ределенным образом относится к исходу своей деятельности. Поня-
тие успеха и неудачи рассматривается здесь только относительно
ситуации достижения, которая характеризуется «состязанием со
стандартами мастерства» (McClelland
D. et
al., 1953). Эта ситуация
имеет следующие особенности.
1. В ней существуют определенные стандарты качества.
2. Человек решает определенные задачи, исход которых оце-
нивается по этим стандартам,
3. Исход его деятельности может быть успешным или неус-
пешным.
4. Человек воспринимает свою ответственность за исход.
В такой ситуации актуализируются мотивы M
s
и М
AF
и разво-
рачивается мотивационный процесс. На этот процесс оказывают
влияние ситуационные детерминанты. Людям с мотивом M
s
свойст-
венны следующие особенности: их привлекает ситуация достиже-
ния; они уверены в успешном исходе; им свойственны поиск ин-
формации для суждения о своих успехах, готовность принять ответ-
ственность, решительность в неопределенных ситуациях, большая
настойчивость при стремлении к цели; они получают повышенное
удовольствие от интересных задач; хотят выполнить более или ме-
нее сложную, но реально выполнимую работу; сверхсложные или
простые задачи не вызывают у них энтузиазма; в ситуации соревно-
вания и проверки способностей они не теряются; они характеризу-
ются стремлением к разумному риску; имеют средний, реалистич-
ный уровень притязаний; показывают большое упорство при столк-
новении с препятствиями; повышают уровень притязаний после ус-
пеха и понижают после неудачи.
Людям с мотивом М
AF
свойствен поиск информации о воз-
можности неудачи в ситуации достижения. Они берутся за выполне-
ние сверхсложных задач или простых.
По отношению к уровню притязаний можно выделить два ти-
па людей: «рискующие» и «перестраховщики». Они склонны припи-
сывать успех скорее внешним факторам, чем внутренним, а неудачу
приписывают своим плохим способностям.
Рассмотрим проективный метод диагностики мотивов А/ и
M
AF
Г. Хекхаузена.
Измерение мотивов M
s
и M
AF
проводится как групповой экс-
перимент с определенной процедурой. Вся процедура оценки моти-
вов состоит из трех этапов:
1. Организация экспериментальной ситуации: а) помещение,
аппаратура и т. п.; б) поведение экспериментатора; в) инструкция.
Hosted by uCoz