Navigation bar
  Print document Start Previous page
 216 of 373 
Next page End  

216
потребностной сферы каждого с целью прогноза и предупреждения
межличностных коллизий во время продолжительного плавания. В
то же время эти методики, примененные для исследования структу-
ры, сплоченности открытого для внешних социальных воздействий
коллектива, дали бы излишнюю и не вполне адекватную информа-
цию. В особом положении находятся методики исследования меж-
личностных отношений в малых группах (скажем, в семье), исполь-
зуемые для решения задач психокоррекционной работы. Желатель-
но, чтобы они были не только констатирующими, т. е. раскрывали
бы картину существующих отношений, но и эвристическими —
дающими психологу возможность понимания субъективного мира,
исследуемого во всей его сложности, расширяющие диапазон пси-
хической реальности как для психолога, так и для обследуемого че-
ловека. В таком случае они выполняют функцию введения в психо-
коррекционную работу, подготавливают клиента для осознания
скрытых, многоуровневых его отношений с другими лицами. К ме-
тодикам исследования межличностных отношений, применяемым
для решения задач психокоррекционной работы, обычно не предъ-
являются очень жесткие требования относительно их ди-
агностической и прогностической валидности — они служат для по-
строения рабочих гипотез, которые в последующем уточняются и ве-
рифицируются. В этой сфере исследования появляются и новые тре-
бования к методикам, такие, как психокоррекционный эффект самой
процедуры исследования или, по крайней мере, отсутствие негатив-
ного влияния на клиента (Бодалев А. А., Столин В. В., 1981). Они
также должны способствовать установлению хорошего эмоциональ-
ного контакта психолога с клиентом.
В-третьих, структурные особенности используемых методик.
Представляется, что на этот критерий следует особо обратить вни-
мание с точки зрения мотивации исследуемого к тестированию и его
возрастных характеристик. Отдельные методики не предполагают
возрастания мотивации к выполнению задания уже по самой сути
своего строения. Больше всего это относится к методикам опросни-
кового типа. Объемистые их варианты (скажем, тест MMPI или CPI),
включенные в тест-батарею в качестве вводных, снижают мотива-
цию к исследованию и не только усложняют проведение обследова-
ния, но и определенным образом искажают его результаты. По той
же причине они неудобны в тех случаях, в которых психологу необ-
ходимо обеспечить хороший личностный контакт с обследуемым.
Что касается возрастных характеристик исследуемых, то тут специ-
ально следует обратить внимание на те случаи, когда методический
прием, оригинальный или видоизмененный, первоначально разра-
ботанный для конкретного возраста, применяется в более широком
возрастном диапазоне. Так, скажем, процедуры, основанные на реф-
Hosted by uCoz