Navigation bar
  Print document Start Previous page
 217 of 373 
Next page End  

217
лексии собственных переживаний, требующие осознания собствен-
ного субъективного отношения к людям, эксплицитного обоснова-
ния чувств и отношений, малоприменимы для исследования детей
до подросткового возраста.
В-четвертых, исходная точка отсчета диагностики межличнос-
тных отношений (тут имеются в виду те психологические парамет-
ры, на которых основывается суждение психолога о межличностных
отношениях). Точки отсчета при оценке межличностных отношений
существенно отличаются даже в тех случаях, когда результаты ис-
следования интерпретируются в тех же терминах. Для одних мето-
дик основными являются показатели межличностной привле-
кательности, ситуации субъективного выбора, для других - глубин-
ные мотивационно-потребностные характеристики каждого участ-
ника взаимодействия, для третьих - ситуационные детерминанты по-
ведения и т. д. Различные точки отсчета представляют собой ме-
тодическую реализацию определенных теоретических воззрений.
Это необходимо иметь в виду для критического осмысления интер-
претации получаемых данных.
Необходимо отметить и другое. Оценка межличностных от-
ношений в разных подходах опирается на различные психические
детерминанты, относящиеся к различным уровням психического
функционирования личности. Из-за этого содержание тестового ма-
териала различных методик находится на различной «отдаленности»
от суждений психолога на основе данных исследования: на основе
данных кванти-фицированного наблюдения, как и на основе специ-
ального опросника, можно установить стремление каждого члена
группы к доминированию. Однако в первом случае мы имеем дело с
интерпретацией фактически сложившейся ситуации, где доминиро-
вание отдельного человека представляет собой результат взаимодей-
ствия всех членов группы, а в другом - с субъективными желаниями
или представлениями о себе и других, из чего прямо не выводится
прогноз о положении этого индивида в определенной группе. С дру-
гой стороны, имея информацию о реальной структуре отношений в
группе, невозможно дать прогноз ее развития без информации о со-
циальной мотивации каждого. Таким образом, исследователь всегда
ставится перед проблемой выбора «глубины» методики, что требует
от него точного осознания того, на механизмах какой психологиче-
ской реальности построена методика. С нашей точки зрения, крите-
рий исходной точки отсчета является основным при организации ис-
следования и подборе методических приемов. Он позволяет избе-
жать содержательного дублирования получаемых данных, структу-
рировать исследование по изучаемым психологическим уровням
(например, по схеме «наблюдаемое взаимодействие - личностные
характеристики участников интеракции - субъективное отражение
Hosted by uCoz