Navigation bar
  Print document Start Previous page
 235 of 373 
Next page End  

235
СТР (ВIan-chard W., 1959).
С помощью СТР изучались особенности формирования психо-
терапевтического контакта при разных формах психотерапии (Love-
land N., 1967). Терапевт, который легко и отчетливо представлял се-
бе зрительные образы своего пациента в тесте, был способен улав-
ливать больше информации о состоянии пациента в процессе психо-
терапии, чем терапевт, чье восприятие настолько отличалось от вос-
приятия пациента, что он «не видел» даже четкие, хорошо об-
рисованные ответы. Терапевт, развивающий у пациента творческий
подход к интерпретации пятен, способствующий возрастанию ини-
циативы и уверенности в себе пациента, аналогично воздействует на
пациента и в процессе психотерапии. На основании этих результатов
делается вывод о возможности прогноза совместимости пациента и
терапевта, а также оценки меры эмпатии и идентификации терапевта
с пациентом, необходимой для эффективного лечебного процесса.
В наибольшей мере свою валидность, в том числе и прогно-
стическую, СТР доказал в исследовании нарушений общения в
семьях больных шизофренией.
Ранее выполненные исследования клинической ориентации
позволили описать феноменологию внутрисемейных дисгармоний у
этих больных: в сфере супружеских отношений — «расколотый»
брак, эмоциональный развод; в сфере родительских установок -
скрытое или явное отвержение своего ребенка, незрелость родитель-
ской позиции, деспотизм и эгоцентризм (цит. по: Воловик В. М.,
1980).
Л. Винн и М. Сингер применили процедуру СТР для экспери-
ментальной диагностики нарушений семейного взаимодействия и
возможности их спонтанной коррекции. Авторов интересовали два
аспекта родительских отношений: 1) в какой мере в СТР родители
ограничивают или облегчают общение друг с другом; 2) как они вза-
имодействуют в ситуации неуспеха одного из них. Эксперименталь-
ный материал включал индивидуальное интервьюирование и тести-
рование родителей (индивидуальный тест Роршаха), магнитофонные
записи фрагментов семейной терапии, а также СТР родителей с кем-
то из членов семьи;. Было обнаружено, что родители в СТР склонны
ограничивать, ущемлять друг друга, взаимно сокращая по-
тенциальный спектр поведенческих актов. В терминах ролевого по-
ведения этот тип взаимодействия квалифицирован как взаимодопол-
няющие друг друга оппозиции доминирование-подчинение (Singer
M., Wynne L., 1963).
В связи с прогнозом риска патогенного влияния нарушений
общения больных родителей на психическое развитие ребенка, рас-
сматривался вопрос о возможности взаимной коррекции супругами
неадекватных форм поведения. Для этого в исследовании сначала
Hosted by uCoz