Navigation bar
  Print document Start Previous page
 239 of 373 
Next page End  

239
(«личный аспект» коммуникации).
По-видимому, «личный аспект» коммуникации является зна-
чительно менее осознаваемым и контролируемым, чем содержатель-
ный, в силу чего применение проективных методов диагностики
оказывается особенно эффективным. Совместный тест Роршаха по-
зволяет моделировать процесс коммуникации, когда цель и мотив
межличностного взаимодействия прямо не совпадают. Так, поиск
совместного ответа может побуждаться стремлением действовать в
соответствии с принятой инструкцией, но не исключено также, что в
ходе реализации этой цели у участников возникнут и иные мотивы,
например, достижение согласия ради демонстрации своего единения
с партнером или, напротив, избегание согласия ввиду взаимно кон-
курентных установок партнеров. Именно в последнем случае, когда
деловая направленность участников незаметно для них самих под-
меняется стремлением выяснить «кто есть кто», транзактный анализ
процесса коммуникации особенно продуктивен. Не исключено, со-
глашаются сторонники этого метода, что не только СТР вызывает
проекцию транзакций, но несомненно также, что СТР вызывает про-
екцию транзакций; к тому же участникам эксперимента обычно нра-
вится процедура интерпретации пятен, что легко снимает действие
защитных механизмов и способствует большему самораскрытию в
процессе общения. Но не только исследование процесса взаимодей-
ствия вскрывает транзактный аспект коммуникации; его можно вы-
явить, анализируя сам «продукт» этого процесса - совместный ответ.
При исследованиях продукта взаимодействия в СТР преиму-
щественный акцент делается на сравнительном анализе ответов, по-
лученных в процедуре индивидуального тестирования и СТР. Обра-
щается внимание на постоянство или вариативность таких категорий
совместного ответа, как содержание, уровень и качество формы,
оригинальность (популярность), контроль и ряд других. Предполага-
ется, что совместный ответ неаддитивен, если является результатом
истинной кооперации в ситуации «принятия решения».
Дж.
Бомэн и М. Роумен, сравнивая индивидуальное и совме-
стное выполнения теста Векслера супружескими парами, вводят по-
нятия «потенциальность» и «эффективность». Потенциальность - это
лучший результат, которого пара могла бы достичь, выбрав в каче-
стве совместного ответа лучший из двух индивидуальных. Эффек-
тивность определяется как разница между потенциальным и совме-
стным ответом. Чем меньше абсолютная величина эффективности,
тем большей адаптированностью характеризуется индивидуальное
поведение и взаимодействие между супругами¹.
                                                                
1
Для оценки адаптивности по тесту Роршаха использовалась шкала Дэвидсон, включающая
семнадцать пунктов оценки ответа, составленных на основе традиционной психограммы; мак-
симальной адаптированное™ соответствует 17-балльная оценка ответа. Очевидно, что исполь-
зование шкалы Дэвидсон правомерно, когда предъявляется полный набор таблиц Роршаха; в
Hosted by uCoz