Navigation bar
  Print document Start Previous page
 247 of 373 
Next page End  

247
вам борьбы, как инвалидация самостоятельных суждений сына, их
обесценивание с одновременной демонстрацией собственной «пра-
воты». Часто мать как бы не слышит высказываний сына, заставляя
того по нескольку раз повторять свое предложение все с меньшей и
меньшей уверенностью, а затем внезапно выдвигает собственное
толкование с такой уверенностью и аргументированностью, что сы-
ну ничего не остается, как принять его (диалог по табл. II). Если сын
неожиданно оказывает сопротивление (диалог по табл. VIII), мать
проявляет лояльность и принимает интерпретацию сына, правда, в
собственной редакции, чем вновь возвращает сына в подчиненное
положение. Таким образом, согласие и кооперация в этой диаде яв-
ляются скорее мнимыми, чем действительно отражающими внут-
ренний аффективный климат отношений. Скрытое отвержение и не-
уважение со стороны матери обнаруживает себя в явном преоблада-
нии игнорирующих, амбивалентных и отклоняющих высказываний
над поддерживающими. Поддержка оказывается только тем выска-
зываниям сына, которые подтверждают ее собственное толкование.
Таким образом, вопреки осознанному желанию помочь сыну мать
стремится сохранить тот способ общения, который позволяет ей са-
мой чувствовать себя более уверенной, нужной и компетентной, а у
сына закрепляет ощущение пассивной зависимости.
7.3. МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ»
Применение рисуночных методик для исследования личности
ребенка особенно распространено в зарубежных странах. В нашей
стране только в последние годы начали все больше обращать внима-
ние на рисунок как средство познания личности (Болдырева С. А.,
1974; Захаров А. И., 1982; Мухина В. С., 1981), хотя еще в 1914 г. М.
Коренблинт и М. Надольская под руководством проф. А. Лазурского
проводили работы, в которых пытались использовать уроки ри-
сования в качестве метода исследования личности.
Исторически использование методики «Рисунок семьи» связа-
но с общим развитием «проективной психологии». Росту интереса к
рисуночным методикам способствовал выход в свет фундаменталь-
ных монографий методик К. Маховера (Machover К., 1949) и Бука
Дж. (Buck J., 1948). Рисуночные методики стали очень популярными
среди психологов-практиков в 50-60-е годы. По данным Н. Сандбер-
га (Sundberg N., 1961), одна из них - тест рисунка человека К. Махо-
вера - в клиниках и больницах США по частоте применения уступа-
ли  лишь тесту пятен Роршаха. В 60-х годах эта методика быстро
распространилась в среде психологов-клиницистов, и в различных
географических регионах приоритет в ее использовании связывается
с разными именами (в США - В. Хьюлс, во Франции - И. Минков-
Hosted by uCoz