Navigation bar
  Print document Start Previous page
 249 of 373 
Next page End  

249
торов.
Новизна работ В. Хьюлса состоит в том, что он анализирует
сам процесс рисования: использование карандашей, стирание нари-
сованного, вычеркивание, сомнения, эмоциональные реакции, спон-
танные комментарии (Hulse
W., 1951, 1952). Эти данные дают до-
полнительную информацию об отношении ребенка к рисуемым де-
талям, об его общем эмоциональном состоянии.
Дальнейшее развитие анализа «Рисунка семьи» представляют
модификации методики Л. Кормана (Gorman L., 1964), Р. Бернса и С.
Кауфмана (Burns R., Kaufman S., 1972). Модификацию Кормана сле-
довало бы считать продолжением самостоятельных работ над «Ри-
сунком семьи» во французской психологической школе. Согласно
этой модификации, дети рисуют не «семью» или «свою семью», как
у Вульфа и Хьюлса, а «семью, как ты ее себе представляешь». Такая
формулировка исходит из тенденции Кормана представить исследу-
емому как можно меньше структурированную ситуацию. Он счита-
ет, что если ребенок рисует большую или меньшую семью, чем она
является на самом деле, то это указывает на функционирование оп-
ределенных защитных механизмов. Чем явственнее несовпадение,
тем больше неудовлетворенность существующей ситуацией. Корман
анализирует рисунок в трех аспектах, несколько отличающихся от
упомянутых выше: а) графическое качество (характер линий, про-
порции фигур, аккуратность выполнения рисунка, использование
пространства); б) формальная структура (пропорция частей тела, ди-
намичность рисунка, расположение членов семьи); в) содержание
(исследователь стремится выяснить, какой смысл для ребенка имеет
рисунок). Корман оригинален и в том, что вводит серию вопросов,
которые можно разбить на три группы: 1. Провокационные вопросы,
подталкивающие ребенка на открытое обсуждение чувств (на-
пример: «Кто в семье самый плохой?»); 2. «Социометрические» воп-
росы, отвечая на которые, ребенок должен сделать отрицательный
или положительный выбор (например: «Отец задумал поездку на ав-
томобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется до-
ма?»); 3. Вопросы, направленные на выяснение того, какой смысл
для ребенка имеют нарисованная ситуация, определенные детали.
В настоящее время наибольшую известность получила моди-
фикация Р. Бернса и С. Кауфмана - «Кинетический рисунок семьи»
(КРС). Авторы этой модификации исходили из факта, что при обыч-
ном задании «Нарисуй свою семью» ребенок часто рисовал стати-
ческую картину, в которой все члены семьи расположены в ряд и
повернуты лицом к наблюдателю. Они попытались обеспечить дей-
ствие дополнительного, кинетического фактора, введя в задание но-
вую инструкцию: «Нарисуй рисунок, в котором каждый член семьи
и ты что-нибудь делают». Эти авторы предложили свою схему ин-
Hosted by uCoz