Navigation bar
  Print document Start Previous page
 250 of 373 
Next page End  

250
терпретации, выделив четыре клинически значимых уровня анализа:
а) характеристики индивидуальных фигур КРС; б) действия в КРС;
в) стиль; г) символы.
Интерпретация характеристик индивидуальных фигур схожа с
интерпретацией особенностей нарисованных фигур В. Хьюлсца
Дж.
Ди Лио (Di
Leo
J., 1973). Другие уровни анализа являются более
оригинальными. Согласно Р. Бернсу и С. Кауфману, действия объек-
тов, изображенные на рисунке, заключают в себе энергию, созвуч-
ную определенным отношениям. «Энергии», или «поля напряже-
ния», могут отражать злобу, зависть, соревнование, стремление к
близким контактам. (Например, игра в мяч говорит о конкуренции,
зависти; горящий огонь - о враждебном отношении, злобе).
Третий уровень анализа - интерпретация стилей - относится к
«стратегии» реализации КРС и дает, по утверждению авторов, ин-
формацию об эмоциональных отношениях. В интерпретации учиты-
ваются только «ненормальные» стили: отделение фигур друг от дру-
га линиями, прогибом листа, расположением фигур по краям бума-
ги, бездействием фигур и т. д.
Четвертый уровень анализа - интерпретация символов. Р. Бер-
не и С. Кауфман выделяют около 40 часто повторяющихся в рисун-
ках символов (лестница, вода, кровать и т. д.), часть которых интер-
претируется согласно принципам психоанализа. Однако эти авторы
не стремятся приписать символам фиксированные значения, указы-
вая, что они могут иметь индивидуальный смысл или же приобре-
тать свои значения в конкретной ситуации (среди последних - «соци-
альные» символы; например, буква «А», высшая отметка в США, в
рисунках становится отражением стремления к совершенству, при-
знанию).
В работах отечественных авторов обращается внимание на
связь между особенностями рисунка семьи и внутрисемейными
межличностными отношениями (Мухина В. С., 1981). Опыт приме-
нения «Рисунка семьи» как методики исследования межличностных
отношений освещает А. И. Захаров (1982).
В частности, на основе своего клинического опыта Захаров
(1977) утверждает, что в рисуночной пробе «семья» заключены
большие диагностические возможности. Он применяет вариант ме-
тодики, состоящий из двух заданий. В первом, вспомогательном, за-
дании ребенку предлагается нарисовать в четырех комнатах, распо-
ложенных на двух этажах, по одному из членов семьи, включая себя.
При анализе рисунка имеет значение характер размещения по эта-
жам членов
семьи и то, кто из них находится рядом с ребенком.
Обычно это наиболее эмоционально близкое лицо. Во втором, ос-
новном, задании дети рисуют семью без каких-либо дополнитель-
ных инструкций.
Hosted by uCoz