Navigation bar
  Print document Start Previous page
 253 of 373 
Next page End  

253
скучно? Почему? 5. Кто из нарисованных людей самый счастливый?
Почему? 6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое об-
суждение чувств, что склонен делать не каждый ребенок. Поэтому,
если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует
настаивать на эксплицитном ответе. При опросе психолог должен
пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к от-
дельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из
членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка опреде-
ленные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.) При этом по воз-
можности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе,
так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто
продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Ес-
ли вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?»,
«Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого
мама позовет идти с собой?» и т. п.).
После опроса ребенку предлагают обсудить 6 ситуаций: три из
них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три - пози-
тивные: 1. Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого
бы ты позвал с собой? 2. Представь, что вся твоя семья идет в гости,
но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он? 3. Ты стро-
ишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и
у тебя плохо получается. Кого ты позовешь на помощь? 4. Ты име-
ешь билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересный
фильм. Кто останется дома? 5. Представь себе, что ты попал на не-
обитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить? 6. Ты получил в по-
дарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним челове-
ком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого
ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер. Хорошо, если
у вас будут сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или
школе.
7.3.2. Интерпретация полученных результатов
Предлагаемые ниже интерпретации результатов, полученных
при использовании методики «Рисунок семьи» основываются на ра-
ботах А. И. Захарова (1982), В. Хьюлса (Hulse W., 1951), Дж. Ди Лир
(Di Leo J» 1973), Л. Кормана (Gorman L., 1964), Р. Бернса, с. Кауфма-
на (Burns R., Kaufinan S., 1972), К. Маховера (Machover К., 1949), a
также на наших исследованиях и опыте практической работы с мето-
дикой Г. Т. Хоментаускаса (Chomentauskas
G., 1983). Интерпрета-
цию условно разделим на три части: 1) анализ структуры рисунка; 2)
анализ особенностей графических презентаций членов семьи; 3)
Hosted by uCoz