Navigation bar
  Print document Start Previous page
 254 of 373 
Next page End  

254
анализ процесса рисования.
Анализ структуры рисунка. Ожидается, что ребенок, пережи-
вающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать пол-
ную семью. По нашим данным, около 85 % детей 6-8 лет, нормаль-
ного интеллекта, проживающих совместно со своей семьей, на ри-
сунке изображают ее полностью. Искажение реального состава се-
мьи заслуживает самого пристального внимания, так как за этим
почти всегда стоит эмоциональный конфликт, недовольство семей-
ной ситуацией. Крайние варианты представляют собой рисунки, в
которых: а) вообще не изображены люди; б) изображены только не
связанные с семьей люди. Такое защитное избегание задания встре-
чается у детей достаточно редко. За такими реакциями чаще всего
кроются: а) травматические переживания, связанные с семьей; б)
чувство отверженности, покинутости (поэтому такие рисунки отно-
сительно часты у детей, недавно пришедших в интернат из семей);
в
)
аутизм; г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности;
д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком.
В практической работе, как правило, приходится сталкиваться
с менее выраженными отступлениями от реального состава семьи.
Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов се-
мьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми
сложились конфликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы
разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избе-
гает негативных эмоций, связанных с определенными людьми. Наи-
более часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с
наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребенок таким
способом в символической ситуации «монополизирует» любовь и
внимание родителей. Ответы на вопрос, почему не нарисован тот
или иной член семьи, бывают, чаще всего, защитными: «Не нарисо-
вал потому, что не осталось места»; «Он пошел гулять» и т. д. Но
иногда на указанный вопрос дети дают и более эмоционально насы-
щенные реакции: «Не хотел - он дерется»; «Не хочу, чтобы он с на-
ми жил», и т. п.
В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок
рисует маленьких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточ-
нить, с кем ребенок их идентифицирует (наиболее часто так рисуют
братьев или сестер, чье влияние в семье ребенок стремится умень-
шить). Например, девочка 8 лет нарисовала себя, а рядом - малень-
кого зайчишку. Свой рисунок она объяснила следующим образом:
«Сейчас пойдет дождь, я убегу, а зайчик останется и промокнет. Он
не умеет ходить». На вопрос: «Кого тебе напоминает зайчик?» -
девочка ответила, что он похож на сестричку, которой нет еще годи-
ка и которая не умеет ходить. Таким образом, в рисунке эта девочка
обесценивает свою сестру, осуществляет против нее символическую
Hosted by uCoz