Navigation bar
  Print document Start Previous page
 256 of 373 
Next page End  

256
торых случаях - на символическое разрушение целостности семьи,
месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.
Расположение членов семьи на рисунке указывает на некото-
рые психологические особенности взаимоотношений в семье. Сам
анализ расположения по своему содержанию созвучен с проксеми-
ческой оценкой группы людей, с той разницей, что рисунок - это
символическая ситуация, создание и структурация которой зависят
только от одного человека - автора рисунка. Это обстоятельство де-
лает необходимым (как и при других аспектах анализа) различать,
что отражает рисунок: субъективно реальное (воспринимаемое), же-
лаемое или то, чего ребенок боится, избегает.
Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными
руками, объединенность их в общей деятельности являются индика-
торами психологического благополучия, восприятия интегративно-
сти семьи, включенности в семью. Рисунки с противоположными ха-
рактеристиками (разобщенностью членов семьи) могут указывать на
низкий уровень эмоциональных связей. Осторожности в интерпрета-
ции требуют те случаи, когда близкое расположение фигур обуслов-
лено замыслом поместить членов семьи в ограниченное простран-
ство (лодку, маленький домик и т. п.). Тут близкое расположение
может, наоборот, говорить о попытке ребенка объединить, сплотить
семью (для этой цели ребенок прибегает к внешним обстоятельст-
вам, так как чувствует тщетность такой попытки).
Психологически интереснее те рисунки, на которых часть се-
мьи расположена в одной группе, а один или несколько членов се-
мьи -отдаленно. Если отдаленно ребенок рисует себя, это указывает
на чувство невключенности, отчужденности. В случае отделения
другого члена семьи можно предполагать негативное отношение ре-
бенка к нему, иногда - наличие угрозы, исходящей от него. Часты
случаи, когда такая презентация связана с реальным отчуждением
члена семьи, с малой его значимостью для ребенка.
Расположение членов семьи на рисунке иногда помогает выде-
лить психологические микроструктуры семьи, коалиции. Так, напри-
мер, девочка 6 лет нарисовала себя рядом с матерью, а в отдельной
группе - отца с братом, иллюстрируя таким образом существующую
в этой семье конфронтацию на почве ролевых несовпадений «муже-
ственности» и «женственности».
Как указывалось выше, ребенок может выражать эмоциональ-
ные связи в рисунке посредством физических расстояний. То же
значение имеет и отделение членов семьи объектами, деление ри-
сунка на ячейки, по которым распределены члены семьи. Такие пре-
зентации указывают на слабость позитивных межперсональных свя-
зей.
Анализ особенностей графических презентаций отдельных
Hosted by uCoz