Navigation bar
  Print document Start Previous page
 257 of 373 
Next page End  

257
членов семьи может дать информацию большого диапазона: об эмо-
циональном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том,
как ребенок его воспринимает, об «Я-образе» ребенка, его половой
идентификации и т. д.
При оценке эмоционального отношения ребенка к членам се-
мьи следует обращать внимание на следующие элементы графиче-
ских презентаций:
1) количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, волосы,
уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки,
ладони, пальцы, ноги, ступни;
2) декорирование (детали одежды и украшения): шапка, ворот-
ник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы причес-
ки, сложность одежды, украшения, узоры на одежде и т. п.;
3) количество использованных цветов.
Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком
сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в
результате отражается в большем количестве деталей тела, декори-
ровании, использовании разнообразных цветов. И наоборот, нега-
тивное отношение к человеку ведет к большей схематичности, не-
оконченности его графической презентации. Иногда пропуск в ри-
сунке существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать,
наряду е негативным отношением к нему, на агрессивные побужде-
ния относительно этого человека.
О восприятии других членов семьи и «Л-образе» автора ри-
сунка можно судить на основе сравнения размеров фигур, особенно-
стей презентации отдельных частей тела и всей фигуры в целом.
Дети, как правило, самыми большими по величине рисуют от-
ца или мать, что соответствует реальности. Однако иногда соотно-
шение размеров нарисованных фигур явно не соответствует реаль-
ному соотношению величин членов семьи - семилетний ребенок
может быть нарисован выше и шире своих родителей. Это объясня-
ется тем, что для ребенка (как, кстати, и для древнего египтянина)
размер фигуры является средством, при помощи которого он выра-
жает силу, превосходство, значимость, доминирование. Так, напри-
мер, в рисунке девочки 6 лет мама нарисована на треть больше отца
и вдвое больше остальных членов семьи. Для этой семьи была ха-
рактерна большая доминантность, пунитивность матери, которая яв-
лялась истинно авторитарным руководителем семьи. Некоторые де-
ти самыми большими или равными по величине с родителями рису-
ют себя. В нашей практике это было связано с: а) эгоцентричностью
ребенка; б) соревнованием за родительскую любовь с другим роди-
телем, при котором ребенок приравнивает себя родителю противо-
положного пола, исключая или уменьшая при этом «конкурента».
Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рису-
Hosted by uCoz