Navigation bar
  Print document Start Previous page
 276 of 373 
Next page End  

276
мых надежных фактов.
Важность охвата как устойчивых, так и изменчивых характе-
ристик можно проиллюстрировать на следующем примере. Тради-
ционные тест-опросники позволяют сделать удовлетворительный
прогноз в тех случаях, когда психологов интересуют предсказания
на длительные промежутки времени жизни человека (например, при
выборе профессии), и оказываются плохо приспособленными для
предсказания поведения конкретных людей в конкретных ситуациях
при варьировании социального контекста (объясняют менее 10 %
дисперсии экспериментальных данных) (Kenrick
D., Stringfield
D.,
1980; KenrickD., Braver, 1982). В этом проявляется гибкость и дина-
мичность индивидуального сознания, тесная зависимость субъек-
тивной категоризации от контекстных факторов, от состояния, от
особенностей той самой уникальной целостности личности, которая
не ухватывается номотетическими методами.
Дополнительность ТРР к традиционным методам по этому па-
раметру можно пояснить, перефразировав цитированное выше вы-
сказывание К. Клакхона и Г. Мюррея: человек в чем-то не меняется
никогда (или меняется достаточно медленно), в чем-то меняется час-
то и в чем-то не бывает постоянным никогда. ТРР позволяет описы-
вать и такие изменчивые характеристики.
Таким образом, ТРР предоставляет возможность не менее
строго, чем другие психометрические методы, «работать» на уровне
индивидуального сознания, т. е. на том уровне, на котором развора-
чиваются основные события психической жизни человека. Реперту-
арные тесты не требуют обращения к групповым нормам и большим
выборкам, позволяют применить весь арсенал многомерных стати-
стических методов для анализа индивидуального сознания, охваты-
вают не только статику, но и динамику смысловых образований лич-
ности.
Методические задачи, стоящие перед нами, не позволяют под-
робно остановиться на концепции Дж. Келли, основоположника
ТРР. Позитивная оценка его подхода уже неоднократно давалась на
страницах отечественной печати (Козлова И. Н., 1975; Шмелев А. Г.,
1982а, 19826), 1983; Похилько В. И., Федотова Е. О., 1984). Многие
положения теории Дж. Келли, такие, как принцип развития, целост-
ность и системность, принцип активности, представление о важной
роли прогнозирования в развитии смысловой сферы, близки психо-
логической традиции. Однако мы не склонны преувеличивать само-
стоятельный статус и концепции, и метода. Свою психологическую
определенность они должны получить, на наш взгляд, на базе более
общего подхода, каковым является экспериментальная психосеман-
тика (Петренко В. Ф., 1983; Шмелев А. Г., 1983). Сходство многих
положений и методов, средств анализа и представления эксперимен-
Hosted by uCoz