Navigation bar
  Print document Start Previous page
 278 of 373 
Next page End  

278
ожидаем в каком-либо помещении увидеть стул, то для понимания
нашего ожидания важно знать то, мы не ожидаем увидеть в этом по-
мещении. Так, например, это может быть кресло или табуретка.
Если человек использует в своих оценках качество «равно-
душный», то для понимания смысла, который он вкладывает в это
слово, необходимо знать, чему в данном конкретном случае проти-
вопоставляется им «равнодушие». Один может считать равнодуш-
ным человека в том случае, когда он незаботлив, немилосерден.
Другой может считать равнодушным человека, когда он невостор-
жен, неэмоционален.
Надо сказать, что тотальность принципа биполярности конст-
рукта оспаривается некоторыми исследователями.
Так, в работах В. В. Столина достаточно аргументированно
доказывается возможность существования однополюсных конструк-
тов и в конкретном экспериментальном исследовании когнитивных
и эмоциональных составляющих смысла «Я» показывается действи-
тельное наличие таких однополюсных конструктов у испытуемых.
«Однополюсный конструкт» означает, что «человек в своем созна-
нии исключает саму возможность иного осмысления явления, собы-
тия, обстоятельства» (Столин В. В., 1983, с. 158). В традиции теории
Келли такие конструкты называются конструктами со скрытой, не-
явной оппозицией (вводится определение «погруженного» полюса,
т. е. полюса, который не представлен в сознании). Последнее утвер-
ждение нуждается в проверке. Во всяком случае, тотальность прин-
ципа биполярности пока еще нельзя считать абсолютно доказанной,
скорее этот принцип представляет собой теоретическую и экспери-
ментальную проблему, которая еще ждет своего решения. Тем не
менее там, где это оказывается возможным, применение принципа
биполярности действительно позволяет конкретизировать и экспли-
цировать реальное содержание конструкта и оказывается важным и
полезным в экспериментальной работе.
Принцип индивидуальности - следствие представлений Келли
о человеке как об активном исследователе (personal
scientist), кото-
рый не просто усваивает извне готовые средства оценок и предска-
заний, но сам производит различения и обобщения, выдвигает гипо-
тезы и проверяет их в реальном поведении. Те из создаваемых им
конструктов, которые позволяют предсказывать и различать собы-
тия, остаются; те же, которые оказываются неудачными, разрушают-
ся. Следовательно, у человека могут быть свои собственные конст-
рукты, уникальные, непохожие на «чужие» и групповые, и нам не-
обходимо уметь выявлять и такие конструкты.
Принцип диапазона применимости подчеркивает, что каждый
конструкт может быть применен к ограниченному набору объектов
(элементов). Следовательно, «управляя» набором (репертуаром)
Hosted by uCoz