Navigation bar
  Print document Start Previous page
 28 of 373 
Next page End  

28
патриотизм.
ГЛАВА 2 ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
В этой главе мы рассмотрим некоторые вопросы, связанные с
историей психодиагностики как научной и практической деятельно-
сти. Конкретно будут рассмотрены три сферы психодиагностики:
психологические тесты, проективные процедуры и контент-
аналитические техники, - сферы, которые больше, чем другие, обла-
дают собственной историей.
В истории науки замечено, что нередко приходится возвра-
щаться к вопросам, которые в свое время не были решены. Особенно
чувствительным влияние этой нерешенности (или незаконченности)
оказывается в тех случаях, когда тот или иной вопрос, решенный в
свое время неверно, наследуется позднейшей наукой именно в этой
ошибочной редакции и оказывает сильнейшее воздействие на все
построения (Емельянов Л. И., 1978). Не являются в этом смысле ис-
ключением и проблемы психодиагностики.
2.1. ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ
Предыстория тестов уходит в глубину веков, она связана с ис-
пытаниями различных способностей, знаний, умений и навыков. Со-
общается, что уже в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Ва-
вилоне проводились испытания выпускников в школах, где готови-
лись писцы. Профессионально подготовленный писец, благодаря
обширным по тем временам знаниям, был центральной фигурой ме-
сопотамской цивилизации. Он был обязан знать все четыре арифме-
тических действия, уметь измерять поля, распределять рационы, де-
лить имущество, владеть искусством пения и игры на музыкальных
инструментах. Кроме того, проверялось умение разбираться в тка-
нях, металлах, растениях (Дандамаев М. А., 1983).
В Древнем Египте только того обучали искусству жреца, кто
был способен выдержать систему определенных испытаний. Внача-
ле кандидат в жрецы проходил собеседование, в процессе которого
выяснялись его биографические данные, уровень образованности;
кроме того, оценивались внешность, умение вести беседу. Затем
следовали проверки: умения трудиться, слушать и молчать, испыта-
ния огнем, водой, страхом преодоления мрачных подземелий в пол-
ном одиночестве и др. (Аванесов В. С., 1982). Все эти довольно же-
сткие испытания дополнялись угрозой смерти для тех, кто не был
уверен в своих способностях к учению и в том, что сумеет выдер-
жать все тяготы длительного периода образования. Поэтому каждо-
му кандидату предлагалось еще раз подумать и, тщательно взвесив,
Hosted by uCoz