Navigation bar
  Print document Start Previous page
 282 of 373 
Next page End  

282
низкого уровня, более детальные, субординатные. Обе процедуры
можно совмещать. Например, начиная с «Лестницы» (с конструкта,
который кажется исследователю важным и значимым), переходить,
на «Пирамиду» и наоборот.
Как видим из приведенного выше описания, многие процеду-
ры похожи на структурированное интервью, помогают организовать
беседу, поддержать контакт с испытуемым. При наличии определен-
ного опыта исследователь может использовать для вызывания кон-
структов обычную беседу, уточняя выбранные конструкты вместе с
испытуемым в заключительной части встречи.
Репертуарные матрицы
Прежде чем перейти к описанию способов заполнения реше-
ток и анализа данных, мы считаем необходимым подчеркнуть, что
ТРР ориентирована на работу с компьютером. Существуют и ручные
методы, но они, даже в простых случаях, достаточно трудоемки. Ис-
следователь, предполагающий работать с решетками без компьюте-
ра, будет разочарован: большие временные затраты на вычисления
не оставят времени на обдумывание и обсуждение. Репертуарные
решетки хороши тогда, когда есть возможность быстро проводить
анализ, выдвигать гипотезы и проверять их, обсуждая с испытуемым
результаты предыдущей работы. Сейчас лаборатории повсеместно
оснащены персональными компьютерами.
Ранговая решетка — самая популярная и самая простая из про-
цедур. Выбранные элементы выписываются на карточки, после чего
испытуемого просят проранжировать элементы по каждому конст-
рукту от одного полюса до другого. В матрице на пересечении строк
(конструктов) и столбцов (элементов) стоят ранги каждого элемента
по каждому конструкту. Ранговая процедура может быть усовершен-
ствована. П. Боксер предложил соединить ранжирование с графи-
ческой шкалой (Boxer P., 1980). Эта процедура удобна, когда выпол-
няется непосредственно за экраном дисплея (с помощью диалоговой
программы), но может быть проведена и с помощью обычного ка-
рандаша и бумаги. Испытуемому предлагают градуированную гра-
фическую шкалу (градаций намного больше, чем элементов) и про-
сят на ней проранжировать (проставить карандашом номера) эле-
менты. Эта процедура, по нашему опыту, является наиболее удобной
для репертуарных решеток, совмещая преимущества ранговых про-
цедур (простота и понятность процедуры для испытуемого) и оце-
ночных (возможность получать шкалы более высоких уровней).
Оценочная решетка. В этой процедуре испытуемый должен
оценить отдельно каждый элемент по каждому конструкту. Дроб-
ность оценочной шкалы может быть разной, однако более семи гра-
Hosted by uCoz