Navigation bar
  Print document Start Previous page
 293 of 373 
Next page End  

293
ние. Этот метод очень чувствителен и информативен. В частности,
наши исследования показывают, что люди по характеру изменения
состояния делятся на две группы. У одних четко выделяются три-
четыре устойчивых состояния, по которым человек «перемещается»
скачком (из одного в другое и обратно). У других таких четко обо-
значенных состояний не выявляется, а траектория представляет со-
бой плавную или ломаную линию, которая каждый раз оказывается
в новой точке пространства. Анализ конкретных изменений траекто-
рии позволяет выявить паттерн реакций на различные воздействия и
ситуации.
Второй принцип - это заполнение целой матрицы несколько
раз (например, до начала тренинга, в середине и после окончания)
(Bannister
D., Fransella
F., 1977). Качественный анализ структурных
трансформаций пространств конструктов и элементов позволяет
психологу оценить, насколько и как именно повлияла групповая ра-
бота на систему смысловых параметров, оценок и самооценок дан-
ного человека.
В заключение - несколько рекомендаций. Техника репертуар-
ных матриц хороша не в массовых обследованиях, а при индивиду-
альной и групповой работе, когда есть живой контакт с человеком,
заполняющим решетку. Не следует оставлять испытуемого «наедине
с решеткой»: заполнение матрицы может превратиться в однообраз-
ную унылую работу, и испытуемый будет отвечать формально, с
единственным желанием - побыстрее закончить работу. Но и не сле-
дует мешать испытуемому, навязывать ему свое понимание, форму-
лировать за него конструкты, поскольку в результате такой «помо-
щи» вы можете получить решетку не испытуемого, а свою собствен-
ную.
Решетки трудно фальсифицировать, особенно оценочные ре-
шетки и особенно в тех случаях, когда испытуемый не видит резуль-
татов своих предыдущих оценок (например, когда решетку заполня-
ет психолог, задавая испытуемому вопросы). Однако даже при нали-
чии установки на фальсификацию система конструктов воспроиз-
водится, поскольку испытуемый, пытаясь фальсифицировать оценки
людей, объектов или ситуаций, делает это на основе собственной
системы смысловых оппозиций, в направлении наиболее значимых
смысловых параметров. Наилучший же результат решетки дают в
тех случаях, когда между психологом и испытуемым устанавлива-
ются отношения сотрудничества. Во всех случаях необходимо стре-
миться сделать испытуемого исследователем собственной системы
конструктов. Техника репертуарных матриц - хорошее средство для
этого.
ГЛАВА 9 ПСИХОДИАГНОСТИКА САМОСОЗНАНИЯ
Hosted by uCoz