Navigation bar
  Print document Start Previous page
 295 of 373 
Next page End  

295
становится предметом его более или менее устойчивого самоотно-
шения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в самоот-
ношении ясно осознается; некоторые аспекты «Я-образа» оказыва-
ются ускользающими от сознания, неосознанными.
Уже эти два содержательных тезиса о строении «Я-образа», т.
е. тезис о знании о себе и отношении к себе как аспектах «Я-
концепции» и тезис о е¸ осознаваемой и неосознанной частях, по-
зволяют понять ряд принципиальных методологических проблем,
возникающих перед психодиагностикой самосознания.
Можно ли вообще выявить, что о себе человек знает? На пер-
вый взгляд вопрос этот риторический: нетрудно тем или иным спо-
собом получить самоописание испытуемого или обследуемого, это
самоописание и есть показатель знания человека о себе, выражение
его «Я-концепции». Однако если человек говорит о себе, что он доб-
рый, деловой, целеустремленный, общительный или, наоборот, злой,
безвольный, необщительный, то он не просто сообщает сведения, но
и дает оценку самого себя. Выделить эту оценку в самоописаниях и
даже отделить ее от словесного самоописания можно, а вот отделить
знания от оценки оказывается крайне трудно, если вообще возмож-
но. Но если это так, то не искажает ли оценка знания субъекта о се-
бе? А сама эта оценка в том случае, если она действительно негатив-
на, не оказывается ли искаженной и «упрятанной» в подсознание? А
если такие искажения происходят, то каков концептуальный, теоре-
тический статус самоописаний?
Эти вопросы и ряд других не раз служили предметом методо-
логического анализа (Wylie R., 1974; Burns R., 1979). Так, среди ир-
реле-вантных факторов, влияющих на самоописание и его интерпре-
тацию (помимо релевантного фактора - самой «Я-концепции»), рас-
сматриваются социальная желательность описываемых черт, тактика
самоподачи (самопрезентация), область самораскрытия, идентифи-
цируемость или анонимность ответов, тактика соглашаться или не-
соглашаться с утверждениями, характер и степень ограничений в
форме ответов на вопросы, контекст всей процедуры диагностики,
установки, ожидания и инструкции, способы подсчета индексов и
статистические процедуры.
Помимо этого, свою роль играют уровень интеллектуального
развития, кооперативная установка в отношении к диагносту или ис-
следователю, чувство безопасности в ситуации тестирования.
Прогресс в решении этих методологических проблем психоди-
агностики оказался связанным с продвижением в понимании психо-
логической сути самого процесса самосознания и его итогового про-
дукта - «Я-концепции». Остановимся на некоторых наиболее важ-
ных результатах теоретического и методологического анализов.
Проблема социальной желательности. Эта проблема возникает
Hosted by uCoz