Navigation bar
  Print document Start Previous page
 296 of 373 
Next page End  

296
всякий раз при использовании самоотчетов в тех сферах, в которых
существуют эталоны должного, правильного образа действий, мыс-
лей и т. д. Особенно острой эта проблема оказывается в ситуации ис-
следования «Я-концепции». Неоднократно отмечалось, что различ-
ные меры «Я-концепции» связаны между собой хуже, чем каждая из
них в отдельности с мерой социальной желательности. Проблема,
однако, состоит в том, нужно ли стремиться к «вычитанию» соци-
альной желательности из самоописаний. Стремление видеть и куль-
тивировать в себе социально ценные качества - одно из реальных
стремлений человека, которое, конечно же, отражается в его «Я-
концепции». Поэтому если «Я-концепция» определяется феномено-
логически как образ самого себя, в который человек верит, содер-
жащий черты, обладать которыми человек стремится и которые соз-
нательно в себе признает, то высокую социальную желательность
черт, приписываемых его «Я», следует считать не артефактом, а ис-
тинной характеристикой «Я-концепции» (Wylie
R., 1974). Более то-
го, проявлением «Я-концепции», точнее, способности иметь «Я-
концепцию» (т. е. способности к самосознанию), объясняется не
только феномен следования социальной желательности, но и такие
феномены, как «эффект фасада», «позиция защиты по отношению к
тестам», «установка на ответ», тенденция к согласию и др. (цит. по:
Анастази А., 1982, т. 2, с. 220). Методически, однако, часто не про-
сто отличить полупроиз-. вольную тенденцию подчеркивать в себе
социально желаемые качества от прямой фальсификации «Я-образа»
в ситуации, когда обследуемый сознательно старается ввести диаг-
носта в заблуждение.
Стратегия самопрезентации. Выставлять себя в социально-вы-
игрышном свете - это лишь один из аспектов более общего феноме-
на, известного как стратегия самопрезентации. Исследования страте-
гий самопрезентации исходят из представлений о том, что всякий
человек заинтересован во впечатлении, производимом им на окру-
жающих. Определенные аспекты поведения человека специально
направлены на установление, уточнение и поддержание своего об-
раза в глазах других (Goffinan
E., 1959; Jones
E., Wortman С, 1973;
Schlenker В., 1980).
Р. Баумейстер выделил две стратегии самопрезентации: убла-
жающую и самоконструирующую (Baumeister
R., 1982). Ублажаю-
щая стратегия управляется критериями, принятыми в данной ауди-
тории, и направлена на то, чтобы выставить себя в благоприятном
свете (подстраиваясь под аудиторию) и получить «вознаграждение».
Самоконструирующая стратегия направлена на поддержание и укре-
пление «идеала Я», т. е. вытекает из желания произвести впечатле-
ние на других теми качествами, которые входят в «идеал Я» субъек-
та.
Hosted by uCoz