Navigation bar
  Print document Start Previous page
 30 of 373 
Next page End  

30
слать в Индию подать. Сообщается, однако, что визирь Хо-срова
Важургмихр понял правила шахматной игры и, в свою очередь, изо-
брел игру, называемую сейчас нарды. Он послал с новой игрой гон-
ца в Индию, где ее, как выяснилось, разгадать не смогли (Орбели И.
А., 1936).
Другим свидетельством использования испытаний тестового
характера являются материалы, излагающие основы религиозного
учения чань-буддизма. Учителя чань-буддизма использовали загад-
ки, вопросы-парадоксы с одновременным созданием ситуации пси-
хологического стресса. Отвечать на них необходимо было сразу, на
раздумывание не отводилось ни секунды. Как отмечает Н. В. Абаев,
в чаньских поединках-диалогах сама парадоксальность постановки
вопросов (например, была ли борода у бородатого варвара или имеет
ли собака природу Будды) создавала драматическое напряжение, ко-
торое усиливалось всем образом действий наставника. Хватая своего
оппонента и крича на него: «Говори! Говори! Отвечай немедленно!»,
он создавал ситуацию психического напряжения. Чаньские парадок-
сальные загадки использовались, по мнению этого же автора, в каче-
стве тестов на определенный, «чаньский» ход мышления. В зависи-
мости от того, как тестируемый отвечал на эти загадки, опытный на-
ставник определял, на каком уровне «просветленности» он находил-
ся и какие меры нужно принять для углубления его «чаньского опы-
та», а также выявлял людей, скрывающих за внешней грубостью и
странностью манер свою некомпетентность (Абаев Н. В., 1980).
В созданном чжурчжэнями государстве Цзинь результаты эк-
заменов применялись для распределения выпускников медицинско-
го училища. Из числа выдержавших экзамены лучшие поступали на
государственную службу в качестве практикующих врачей, препо-
давателей или исследователей, худшие получали разрешение зани-
маться частной практикой. Не выдержавшим экзамен рекомендова-
лось либо продолжить подготовку, либо сменить профессию (Воро-
бьев М. В., 1983).
Различные конкурсы и экзамены устраивались и в средневеко-
вом Вьетнаме. Всего за два года, в период с 1370 по 1372 г., удалось
провести переаттестацию всех военных и гражданских чиновников,
что позволило организовать проверку государственного аппарата по
всей стране. В результате этого Вьетнам вновь стал сильным и жиз-
неспособным феодальным государством; особое внимание было
уделено созданию боеспособного офицерского корпуса (Берзин Э.
О., 1982).
В XV в. конкурсные испытания были упорядочены: они про-
водились по этапам и турам. Присвоение высших степеней на экза-
менах сопровождалось большими почестями. Лауреаты получали
подарки от короля, их имена вносились в «золотой список», который
Hosted by uCoz