Navigation bar
  Print document Start Previous page
 300 of 373 
Next page End  

300
в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психо-
логии с самочувствием и эмоциональным отношением к себе; выше
расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств;
затем эти частные самооценки складываются в относительно це-
лостный образ; и наконец, сам этот "Я-образ" вписывается в общую
систему ценностных ориентации личности, связанных с осознанием
ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для дос-
тижения этих целей» (Кон И. С., 1978, с. 72-73).
И. И. Чеснокова предлагает различать два уровня самосозна-
ния по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение зна-
ний о себе (Чеснокова И. И., 1977). На первом уровне такое соотне-
сение происходит в рамках сопоставления «Я» и другого человека.
Сначала некоторое качество воспринимается и понимается в другом
человеке, а затем оно переносится на себя. Соответствующими
внутренними приемами самопознания являются преимущественно
самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесение
знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т. е. в рам-
ках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми, сформированными
знаниями о себе. В качестве специфического внутреннего приема
самопознания указываются самоанализ и самоосмысление. На этом
уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, кото-
рую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения об-
щественных и внутренних требований. Высшего развития самосоз-
нание на втором уровне достигает при формировании своих жизнен-
ных планов, жизненной философии, общественной ценности чувст-
ва, собственного достоинства.
В работе Е. Дикстейна высказывается верная, на наш взгляд,
идея о связи меры самоотношения с характером самосознания на
различных уровнях (Dickstein
E., 1977). Таких уровней, которые од-
новременно являются и стадиями, выделяется пять. Первый уровень
связан с формированием чувства автономности ребенка, способно-
сти исследовать окружение, способности вызывать заботу о себе.
Соответственно мера самоуважения связана с различиями в желании
исследовать окружение, вызывать заботу о себе. На втором уровне в
связи с развитием социальной активности ребенка мерой самоува-
жения становится степень успешности в определенных действиях и
в сравнении себя с другими. На третьем уровне в связи с формиро-
ванием способности к самонаблюдению мерой самоуважения стано-
вится степень достижения «идеала Я». Четвертый и пятый уровни
альтернативны и выражают различные варианты развития. Четвер-
тый уровень - уровень «Я» как интегрированного и интегрирующего
целого. Мерой самоуважения на этом уровне будет степень, с кото-
рой индивид осознает и принимает каждый из аспектов своего суще-
ствования. На пятом уровне самосознание характеризуется обнару-
Hosted by uCoz