Navigation bar
  Print document Start Previous page
 305 of 373 
Next page End  

305
жений. Насколько все эти представления у субъекта действительно
существуют как относительно самостоятельные, насколько они по-
разному связаны с самоотношением и поведением в соответствую-
щих ситуациях - эти вопросы остаются открытыми. С точки зрения
ориентации на психологическую помощь, важно знать, в какой
именно сфере деятельности субъект переживает себя состоятельным
или несостоятельным, на чем содержательно базирует свое само-
уважение, стремится ли к достижению своего идеала, переживает ли
разорванность своего «интимного Я» и публичной самопрезентации.
Эти аспекты самосознания должны отражаться с помощью психоди-
агностических методик.
Следующий раздел, посвященный конкретным методикам, по-
кажет читателю, что далеко не вс¸, что дают сегодняшние исследо-
вания самосознания, нашло свое отражение в психодиагностических
инструментах. Последние, как и любые конструкторские разработки,
всегда несколько отстают от последних научных находок. Психоди-
агностические методики дорабатываются в течение нескольких лет,
поскольку установление их валидности требует многочисленных и
трудоемких исследований. В разделах 9.3-9.6 представлены некото-
рые методики, разработанные (или адаптированные) авторами дан-
ной книги и находящиеся на различных этапах их психометрической
отладки. В построении этих методик нашли свое прямое воплощение
некоторые из обсуждавшихся» выше теоретических положений.
9.2. МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ САМОСОЗ-
НАНИЯ
В области психодиагностики самосознания используются ос-
новные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик:
стандартизованные самоотчеты в форме описаний и самоописаний
(тест-опросники, списки дескрипторов, шкальные техники), свобод-
ные самоописания с последующей контент-аналитической обработ-
кой, идеографические методики типа репертуарных матриц, проек-
тивные техники, включая подкласс рефрактивных техник.
В соответствующем разделе руководства А. Анастази анноти-
руются как наиболее употребительные четыре диагностические ме-
тодики: I) контрольный список прилагательных Г. Гоха, 2) Q-
классифи-кация В. Стефенсона, 3) семантический дифференциал Ч.
Осгуда, 4) тест ролевых конструктов Г. Келли (Анастази А., 1982, т.
2).
Перечень методик, приведенный в руководстве Р. Уайли, го-
раздо шире и включает около двух десятков методик и диагностиче-
ских техник (Wylie
R., 1974). В несколько раз больше конкретных
методик, в том числе и используемых исключительно в исследова-
Hosted by uCoz