Navigation bar
  Print document Start Previous page
 308 of 373 
Next page End  

308
отношение, факторный анализ не выделил генерального фактора.
Были получены 10 факторов, из которых 6 были интерпретированы.
Существуют некоторые данные в пользу конструктной валидности.
Так, например, показатель по шкале коррелирует с восприятием
детьми обоих родителей как любящих ,в противоположность отвер-
гающим; дети, находящиеся в клинике, демонстрируют значимо
меньшие показатели по шкале, чем здоровые. В то же время, многие
данные противоречивы (Wylie R., 1974).
Шкала самоуважения Розенберга (Rosenberg's
Self
Esteem
Scale) -опросник для подростков, выявляющий глобальное самоот-
ношение. Состоит из 10 утверждений:
1.  Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере не
менее, чем другие.
2.  Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.
3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.
4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.
5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.
6.  Я отношусь к себе хорошо.
7 В целом я удовлетворен собой.
8. Мне бы хотелось больше уважать себя.
9 Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.
10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.
Опросник предполагает 4 градации ответов: «полностью со-
гласен», «согласен», «не согласен», «абсолютно не согласен».
Опросник создавался и использовался как одномерный, однако
проведенный позднее факторный анализ выявил два независимых
фактора: самоунижение и самоуважение (Kaplan
H., Рокоту А.,
1969). Самоуважение существует и при отсутствии самоунижения, и
наряду с ним; в последнем случае оно выступает в защитной функ-
ции.
Опросник обладает хорошей надежностью и конструктной ва-
лид-ностью. Показатели по опроснику связаны с депрессивным со-
стоянием, тревожностью, психосоматическими симптомами, актив-
ностью в общении, лидерством, чувством межличностной безопас-
ности, отношением к испытуемому его родителей.
В целом, несмотря на методологическую критику опросников,
они остаются основным инструментом в исследованиях «Я-
концепции»; постоянно создаются новые опросники для специфиче-
ских целей и популяций. Многие проблемы, связанные с использо-
ванием опросников для анализа «Я-концепции», и прежде всего про-
блемы конструктной валидности, еще ждут своей разработки (Flem-
ing J., Courtney В., 1984).
Контрольные списки также являются разновидностью стан-
дартизованного самоотчета. От опросников их отличает краткость
Hosted by uCoz