Navigation bar
  Print document Start Previous page
 319 of 373 
Next page End  

319
сходство
с утверждениями из других опросников самоотношения;
два утверждения были взяты из опросника локуса контроля Роттера
(Rotter
J., 1966). Утверждения формулировались от первого лица;
использовались два варианта ответа «согласен» и «не согласен».
Факторная структура опросника выявлялась на выборке из 175
студентов гуманитарных вузов Москвы (115 девушек и 60 юношей).
Средний возраст испытуемых - 20 лет.
В инструкции испытуемым указывалось, что им будет предъ-
явлен личностный опросник, который не предполагает правильных и
неправильных ответов и направлен на анализ личного мнения отве-
чающих. Кроме того, испытуемым сообщалось, что основная цель
эксперимента - это создание надежного психологического теста и
что их ответы, как ответы людей с гуманитарными наклонностями,
особенно ценны для этой работы. Испытуемым также указывалось,
что результаты будут закодированы и затем обработаны с помощью
компьютера; им разрешалось подписывать свои ответы псевдони-
мом. После окончания опыта испытуемых просили не сдавать свои
протоколы в том случае, если они затруднялись давать искренние
ответы. Инструкция и процедура опроса, таким образом, были на-
правлены на снижение влияния социальной желательности и страте-
гии самопрезентации на ответы. Результаты подвергались фактор-
ному анализу по методу главных факторов с последующим вари-
макс-вращеннем по методу Кайзера (Харман Г., 1972) по программе,
подготовленной Г. П. Бутенко.
В результате факторизации массива данных по методу глав-
ных факторов было выделено 10 факторов, исчерпывающих 99,78 %
суммарной общности. Эти 10 факторов были подвергнуты варимакс-
вра-щению, 8 из них были оправданы по критерию Левандовского
(Ле-вандовскийН. Г., 1980).                     
На основании результатов были составлены словесные порт-
реты по одному на каждый полюс всех восьми факторов; эти сло-
весные портреты предъявлялись для интерпретации экспертам -
психологам-консультантам. С помощью этой процедуры и дополни-
тельного содержательного анализа были интерпретированы и ото-
браны в качестве шкал следующие семь факторов:
1. Самоуверенность («У меня достаточно способностей и энер-
гии воплотить в жизнь задуманное»).
2. Ожидаемое отношение других людей «Вряд ли я вызываю
симпатию у большинства моих знакомых»).
3. Самоприятие («Мое отношение к самому себе можно на-
звать дружеским», «В целом меня устраивает то, какой я есть»).
4.  Саморуководство («К сожалению, если я и сказал что-то,
это вовсе не значит, что именно так я и буду поступать»).
5. Самообвинение («Если я и отношусь к кому-либо с укориз-
Hosted by uCoz