Navigation bar
  Print document Start Previous page
 32 of 373 
Next page End  

32
блемы исследования индивидуальных различий. Эта проблема и да-
ла импульс к появлению первых тестов. Известный английский уче-
ный Ф. Гальтон в течение 1884-1885 гг. провел серию испытаний, в
которых посетители .лаборатории в возрасте от 5 до 80 лет могли за
небольшую плату проверить свои физические качества (силу, быст-
роту реакции и др.), а также ряд физиологических возможностей ор-
ганизма и психических свойств - всего по семнадцати показателям.
В число последних вошли показатели роста, веса, жизненной емко-
сти легких, становой силы, силы кисти и удара кулаком, запоминае-
мости букв, остроты зрения, различения цвета и другие. По полной
программе было обследовано 9337 человек. Ф. Гальтон писал, что
практика вдумчивого и методичного тестирования - не фантазия; она
требует рассмотрения и эксперимента (Galton F., 1884).
Это был первый существенный отход от тысячелетней практи-
ки испытаний и проверок, основанной на интуиции. Применительно
к тестам значение деятельности Гальтона можно сравнить с тем, что
сделал Галилей для физической науки своими остроумными экспе-
риментами. Набиравший силу радикальный эмпиризм рассматривал-
ся рядом ученых конца XIX в. как вполне приемлемая альтернатива
идеализму, а эксперимент - как настоящий фундамент науки. «Толь-
ко тогда психология сможет стать действительной и точной наукой,
-писал, Дж. Кеттелл, — когда она будет иметь своей основой экспе-
римент и измерения» (Cattell D., 1890).
Кеттелл, по-видимому, первым увидел в тестах средство изме-
рения, казалось бы, неизмеряемых свойств человеческой психики. В
работе, опубликованной в 1890 г., он дал список 50 лабораторных
тестов, которые мы бы сейчас назвали не тестами, а контрольными
заданиями. Эти тесты проводились с соблюдением только двух из
известных сегодня требований к тестам: имелась инструкция по их
применению и подчеркивался лабораторный (т. е. научный) характер
испытаний. В частности, указывалось, что лабораторию следует хо-
рошо оборудовать, в нее не допускаются зрители во время тестиро-
вания; все испытуемые инструктируются одинаково, все они долж-
ны хорошо усвоить, что и как нужно им делать (Cattell D., 1890).
Надо ли говорить, сколь непривычной казалась идея измере-
ния для психологии XIX века. Измерение с помощью тестов каза-
лось тогда, а многим кажется и по сей день, делом если не странным,
то претенциозным. Обыденное сознание исходило при этом из ана-
логии с физическими измерениями и рассматривало эти попытки
математизации как чуждый для гуманитарной психологии уклон.
Примерно с такими же трудностями сталкивалась и психофизика.
Тем не менее к концу 20-х годов нашего столетия все больше
стала ощущаться потребность в создании специфического направле-
ния, связанного с особенностями использования числа и меры. В
Hosted by uCoz