Navigation bar
  Print document Start Previous page
 322 of 373 
Next page End  

322
сификации с самоинтересом составила минус 0,4, «корреляция аг-
рессивной защиты» с самоинтересом - плюс 0,18¹. Можно было
ожидать, что даже если защита путем фальсификации «Я» и будет
эффективна с точки зрения недопущения прямого негативного от-
ношения к себе (т. е. глобального негативного самоотношения, ан-
типатии к себе, неуважения к себе), то вряд ли она окажется эффек-
тивной в предохранении от ожиданий негативного отношения дру-
гих. Субъект с такой защитой должен проецировать неосознанное
негативное самоотношение, недопускаемое в сознание с помощью
этого типа защиты, в виде ожидания негативной оценки окружаю-
щих. Агрессивная защита не должна ассоциироваться с ожиданием
негативных оценок окружающих, и, если она действительно эффек-
тивна, показывать положительную связь с какими-либо аспектами
самоотношения. Такие данные и были получены. Защита путем
фальсификации отрицательно
коррелирует с ожиданием позитивного отношения октож (-
0,21) и не коррелирует с глобальным самоотношением, аутосимпа-
тией. Агрессивная защита положительно коррелирует с аутосимпа-
тией (0,28), что свидетельствует о ее эффктивности.
Глобальное самоотношение, выявляемое по опроснику, значи-
мо положительно связано с мерой самоотношения, подсчитанной
как корреляция между ранжировкой цветов из восьмицветного на-
бора Люшера по степени, в которой цвет характеризует испытуемо-
го, и ранжировкой тех же цветов по мере привлекательности, со-
ставленной на основе их оценки в баллах.
9.4. МЕТОДИКА УПРАВЛЯЕМОЙ ПРОЕКЦИИ
Методика управляемой проекции относится к рефрактивным
техникам - разновидности проективных техник. Основной принцип
методики состоит в том, что испытуемому предъявляют его собст-
венный словесный портрет под именем портрета другого лица, а
также портрет его вымышленной противоположности (Столин В. В.,
1981). Словесный портрет испытуемого составляется на основе его
ответов на опросник 16PF Р. Кеттелла, подписывается вымышлен-
ным именем и выдается за портрет реального человека, ранее прохо-
дившего тестирование (персонаж А). В портрете указывается также
возраст, близкий возрасту испытуемого, тот же пол, что и у него, и
сходная профессия или социальный статус, а также, если обследу-
ются специфические контингента клиентов (разведенные, родители,
одинокие), такие характеристики, как семейное положение, количе-
ство детей и т. п. Портрет содержит личностные характеристики, со-
                                                                
1
Коэффициенты корреляции от 0,18 и выше значимы на 5%-ном уровне.
Hosted by uCoz