Navigation bar
  Print document Start Previous page
 327 of 373 
Next page End  

327
трудность достижения этого).
Испытуемый хорошо знает и понимает этот персонаж. Он ана-
лизирует его личность, интерпретирует, ставит диагнозы, вскрывает
мотивы, в которых сам персонаж мог и не признаться себе. Испы-
туемый многократно пользуется научной терминологией, создавая
определенную дистанцию между собой и персонажем, ставя себя в
позицию исследователя, помогая себе быть более беспристрастным
и честным в его описании, что было бы невозможно при большей
близости к персонажу. В самоотчете после эксперимента Павел Ш.
написал: «Александр - это моя плохая половина, помимо хорошей».
В этой фразе проявляется тот же стиль общения с самим собой: спо-
собность к рефлексии, к адекватному самовосприятию достигается
путем саморазтождествления, отделения себя от самого себя.
В противоположном персонаже (Б) мы узнаем «желаемое Я»
персонажа А, полностью реализующего себя во всех тех сферах, в
которых тот не может реализовать себя. Это - активный, энергич-
ный, самовыражающийся, общительный, легко преодолевающий
трудности, достигающий успеха в профессиональной деятельности
человек. В этом проявляется уважение к персонажу. Некоторая доля
симпатии также имеет место: «он приятен для друга», «не обижает»,
«его любят», «с ним интересно». Однако при этом испытуемый не-
сколько дискредитирует персонаж Б, приписывая ему поверхност-
ность, нерефлексивность, легкомыслие. Близость к персонажу не
проявилась: характеристики достаточно внешние, ответы на вопро-
сы неразвернутые, нет вхождения во внутренний мир персонажа.
Итак, персонажи имеют общие стремления, ценности, но их
достижимость, внутренние условия самореализации не совпадают.
Таким образом, можно предположить, что во внутреннем диалоге
сталкиваются два «Я» испытуемого: «наличное Я», маломощное и
уязвимое и «желаемое Я», сильное, потентное. Напряженность меж-
ду партнерами по диалогу задает осознание полной невозможности
быть таким, как персонаж А, и в то же время неспособность стать
другим, изменить себя. По-видимому, внутренний диалог испытуе-
мого можно представить в виде следующей модели: «Посмотри, как
мне хорошо, я все могу. Будь, как я». - «Да, я тебе завидую, но я не
могу быть, как ты». — «Ну почему же, это так просто». - «Да, но за-
то ты не слишком интеллектуален, а я глубок и рефлексивен». - «Это
все чепуха. Просто мне хорошо, а тебе плохо». - «Да, ты прав. Но
что же мне делать?»
Что касается эмоционально-ценностного отношения к персо-
нажам, то к сходному персонажу (А) испытуемый выражает неува-
жение, близость, некоторую симпатию и частично антипатию («Ок-
ружающие недолюбливают, так как считают скрытным, терпят, но
не стремятся к нему»). К противоположному персонажу (Б) выра-
Hosted by uCoz