Navigation bar
  Print document Start Previous page
 328 of 373 
Next page End  

328
жаются уважение, симпатия, отдаленность и частично неуважение
(дискредитация).
После ответа на вопросы за оба персонажа испытуемый дол-
жен указать, какие взаимоотношения сложились бы у него с ними и
у них между собой и какие чувства испытывали бы все трое друг к
другу.
Прямая оценка отношений не противоречит спонтанно выра-
женным ранее отношениям. Отношения между А и Б: «А тянется,
ищет поддержки у Б» (уважение, симпатия), «Б находил бы удоволь-
ствие в поддержке А» (симпатия, неуважение). Отношения между
собой и А: «Я бы помогал, сочувствовал А, он слабей меня, но мне
было бы с ним трудно и неприятно» (неуважение, симпатия, бли-
зость, антипатия), «Он бы ко мне тянулся» (симпатия). Отношения
между собой и Б: «Я бы тянулся и получал бы удовольствие от об-
щения с Б» (симпатия). Как видно из высказываний испытуемого,
при прямой оценке отношений он как бы консолидируется с Б в сво-
их отношениях с А, свои же отношения с Б он оценивает скорее как
равные, подчеркивая тем самым свою неслитность с А и прибли-
женность к Б.
В заключение можно отметить, что испытуемый глубоко кон-
фликтен и не удовлетворен собой: у него низкий уровень глобально-
го самоотношения, он не испытывает уважения к себе ни в одной из
значимых областей, не уважает себя за неспособность достичь же-
лаемого, его самоотношению присуща некоторая амбивалентность:
он одновременно и симпатизирует себе, и испытывает антипатию.
Не принимая себя в целом, испытуемый хочет быть похожим на
противоположного персонажа. Дискредитация противоположного
персонажа слишком незначительна, чтобы позволить испытуемому
отказаться от своего желания быть на него похожим. В качестве
своеобразной защиты выступает иной механизм: внутренняя раздво-
енность испытуемого, отделение от себя своей «худшей», больной
половины, самоотчуждение и частичная идентификация с противо-
положным персонажем способствуют некоторому самоусилению,
хотя возможно, что эта защитная тактика неэффективна в реальной
жизни.
Клинический анализ материала может быть вполне пригоден
для практических целей, особенно если об испытуемом есть инфор-
мация из других источников: наблюдения, беседы и т. д. Для иссле-
довательских целей необходимы более строгие методы обработки.
Именно поэтому была разработана специальная контент-
аналитическая процедура на основе выделения смысловых единиц:
категорий контент-анализа и их эмпирических индикаторов, присут-
ствующих в текстах испытуемых. Назначение методики - исследова-
ние эмоционально-ценностного отношения к себе - диктует и выбор
Hosted by uCoz