Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 373 
Next page End  

34
практики, в то время как цели, методы и результаты традиционной
психологии лежали в области теоретических рассуждений. Различа-
лись производительная и познавательная функции этих направле-
ний. То, что имело ценность для психотехники, психология того
времени ни принять, ни произвести сама не могла, так же как и пси-
хотехника мало что могла дать психологии.
Размежевание стало заметным в конце 20-х - начале 30-х го-
дов. Вместо объединения усилий обе стороны приступили к взаим-
ным обвинениям и затяжным дискуссиям. Психология обвинялась в
схоластике, узком академизме, в неспособности воспринять новое и
в отрыве от практики жизни. Психотехника, в свою очередь, осужда-
лась за узкий практицизм, противоречащий духу науки, за отрыв от
психологии; она обвинялась в голом эмпиризме, прикладности, в
чрезмерном увлечении тестами... Последнее обвинение стало узло-
вым пунктом критики.
Разрыв между фундаментальным и прикладным направления-
ми был до недавнего времени характерен для многих наук, но не
везде он протекал столь болезненно, как в психологии. Даже в исто-
рической науке получили распространение взгляды морализирую-
щих историков, противопоставляющих «чистое и возвышенное по-
знание» различным формам приложения науки, влекущим за собой
лишь несчастья и опасности (Шахназаров Г. X., 1981).
Начало 30-х годов характеризуется широким использованием
тестов во многих странах. Во Франции они стали применяться для
дефектологических целей и для профориентации, в США тесты ис-
пользовались при приеме на работу, в колледжи, для оценки знаний
школьников и студентов, в социально-психологических исследова-
ниях. В России тесты применялись в основном в двух основных
сферах: в народном образовании и в сфере профотбора - профориен-
тации. Затронутые тестами столь важные сферы жизни и прямое
влияние результатов тестового контроля на судьбы миллионов лю-
дей породили широкую гамму мнений как за, так и против тестов.
Большой энтузиазм тех, кто их применял, и не меньший пессимизм
тех, кто видел несовершенство этого метода или пострадал в резуль-
тате его использования, породили во многих, странах, в том числе и
в России, письма в правительственные органы и в газеты с требова-
нием запрета тестов.
В отечественной истории тестов начали 30-х годов характери-
зуется интенсивным и неконтролируемым использованием тестов в
системе народного образования и в промышленности. Практика, как
это часто бывает, опережала теорию. Массовые тестовые обследо-
вания не подкреплялись серьезной проверкой качества инструмен-
тария, решения о переводе некоторых учащихся в классы для ум-
ственно отсталых детей принимались на основе коротких тестов без
Hosted by uCoz