Navigation bar
  Print document Start Previous page
 346 of 373 
Next page End  

346
вания, техника репертуарных матриц вводят исследования само-
оценки в контекст более широкого исследования индивидуального
сознания личности, его когнитивной составляющей и эмоционально-
ценностного отношения к себе.
Благодаря замене процедуры прямого шкалирования «Я» на
косвенную оценку посредством шкалирования схематических изо-
бражений становится доступной диагностике не демонстрируемая, а
подлинно переживаемая самооценка. Таким образом, оригинальная
методика КИСС в сравнении с другими известными приемами диаг-
ностики самооценки обладает рядом преимуществ:
1.  КИСС не только измеряет уровень частных самооценок, но
и позволяет реконструировать целостную систему самооценок Чело-
века, а также иерархию стоящих за ней ценностей и личностных
смыслов.
2.  КИСС дает возможность выявлять самооценку индивида не
только в сравнении «Я» с групповыми нормативными стандартами,
но также и на основе субъективно значимых индивидуальных шкал
самооценки.
3.  Кроме частных самооценок методика КИСС способна выяв-
лять глобальное эмоционально-ценностное отношение индивида к
своему «Я» - уровень самоприятия.
В качестве стимульного материала используются схематиче-
ские изображения человеческого лица из которых исключен рот, так
как эксперименты показали, что рисунок линии рта может давать
систематический сдвиг в восприятии лица по определенным пара-
метрам.
В качестве процедуры используется ранжирование изображе-
ния лиц по параметрам, задаваемым экспериментатором. Испытуе-
мому предлагается, ознакомившись предварительно с десятью кар-
точками (количество, большее объема кратковременной памяти, но
достаточно небольшое, чтобы испытуемый не мог «потеряться в ма-
териале»), разложить их в ряд по степени убывания «приятности».
После чего его просят описать первое и последнее изображения. Эти
описания фиксируются экспериментатором. Затем, перемешав кар-
точки, экспериментатор предлагает испытуемому разложить их по
параметрам «ум», «доброта» и т. д. Часть этих параметров стандар-
тна, т. е. предлагается всем испытуемым («ум», «здоровье», «добро-
та»), а другая часть предлагается экспериментатором на основе тек
качеств, которые испытуемый назвал при описании первой и после-
дней карточек. После чего испытуемому предлагается разложить
карточки по «похожести на себя».
Инструкция испытуемому.
«Проверим Ваше воображение. Перед Вами десять карточек со
схематическими изображениями лиц. Разложите карточки в ряд так,
Hosted by uCoz